У нас в Москве очень много музеев. Иногда они такие маленькие, или такие новые, что о них мало кто знает. Однако если вы доедете сюда, не пожалеете точно. Официальное его название : "Музейно-производственный комплекс "Паровозное депо" на станции "Подмосковная". А открылся этот необычный музей 30 июля 2015 года. За город ехать не надо. Станция «Подмосковная», она же - не совсем конечно - «Красный Балтиец», совсем не в Подмосковье и не на Балтии, а недалеко от центра Москвы - добраться можно от станций метро «Сокол» или «Динамо». Или электричкой с Рижского вокзала, до открытия которого станция «Подмосковная» была главной пассажирской и товарной станцией на пути в Балтийский регион.
А вообще история станции "Подмосковная" насчитывает уже более120 лет.
2 марта 1897 года вышел указ Николая II о создании Московско-Виндавской железной дороги (арх. Ю.Ф. Дидерикс). Открытие рабочего движения предполагалось в мае 1901года. Однако множественные недоделки вкупе с неготовым зданием Виндавского (Рижского) вокзала в Марьиной роще, привели к тому, что принимать поезда решили на уже построенной к тому моменту станции Подмосковная. Первый поезд от вокзала «Подмосковной» отправился 2 июля 1901 года. А 11 сентября 1901 года состоялось праздничное открытие Виндавского (Рижского) вокзала в Москве.
У станции раскинулось древнее подмосковное село Всехсвятское, первое упоминание о котором относится к концу XIV века. На рубеже XIX-XX веков село постепенно превращается в крупную товарную, промышленную и рекреационную окраину Москвы. В округе строились дачи, с 1899 года работал машиностроительный завод немецких промышленников братьев Кертингов, существовали также завод фарфоровых и гончарных изделий, благотворительное учреждение Александровское убежище «для увеченных и престарелых воинов», вышивательная фабрика. Появление железнодорожной станции в Всехсвятском ускорило рост села.
Прославились Всехсвятское и станция "Подмосковная" в годы первой революции: рабочие завода братьев Кертингов приняли активное участие в восстании 1905 года. А когда 7 октября началась всеобщая забастовка, переросшая в вооруженное восстание, прибывавшие в Москву поезда задерживались железнодорожниками на станции Подмосковная. "По Московско-Виндавской железной дороге в эти дни курсировал лишь один поезд, который доставлял рабочих из фабричных поселков для участия в митингах на станцию Подмосковная», пишет Е.Н. Мачульский в очерке о станции. После революции 1917-го завод Кертингов был переименован в «Металлургический завод имени Войкова»(обычная по тем временам практика).
В 1938году на станции "Подмосковная" был построен соединительный путь со строящимся электродепо "Сокол", через который вагоны для метрополитена стали приезжать в депо прямо с завода.
Великая Отечественная война повлияла на работу железной дороги. На станции в ноябре 1941 года стал формироваться 23 отдельный дивизион бронепоездов ( Директива Народного комиссара обороны СССР №22сс от 29.10 1941г). Бронепоезда изготавливались у Казанского вокзала и перегонялись на "Подмосковную". Было сформировано 2 бронепоезда, которые с перерывами находились в действующей армии до мая 1945 года, а расформированы были только в июле 1946.
Вообще в 1940-е годы станция "Подмосковная" являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла.
В 1945 году на станции была открыта новая платформа «Красный Балтиец», взявшая на себя основной товарный и пассажирский поток, старые здания и деревянная платформа "Подмосковной" стали практически не нужны, а потом и забыты за ненадобностью.
Сегодня говорят, что этот уникальный комплекс спасли отставка Ю.М. Лужкова и строительство рядом нового современного депо для "Ласточек". Может так оно и есть. Кто знает... Только 18 ноября 2008 г. было принято Постановление Правительства Москвы N 1070-ПП «О Генеральной схеме развития Московского железнодорожного узла» Согласно этому постановлению, станцию Подмосковная предполагалось ликвидировать, и на её месте построить жилой район. Все решения отменились только в 2012 году.
С 2014 года осуществлена масштабная реконструкция паровозного депо и возвращение ему первозданного вида к 70-летию Великой Победы в мае 2015 года. Руководил реконструкцией главный инженер МЖД Сергей Вязанкин. Паровозное депо воссоздано в изначальном виде, в котором было задумано в 1901 году. На базе уцелевших от разрушения во время войны зданий депо 30 июля 2015 года создан не имеющий аналогов в России музейно-производственный комплекс, где музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов. В депо обслуживаются паровозы, которые используются для туристических ретро-поездок.
Сегодня как и много лет назад вы можете попасть на железнодорожную платформу начала прошлого века. И пропасть во времени среди зданий, которые числятся в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфрастуктуры на территории Москвы.
Вы увидите веерное депо с поворотным кругом, который фактически был сделан заново
И водонапорную башню
У вас будет реальная возможность посмотреть как внутри выглядела станция-вокзал.
В помещении вокзала воссоздана обстановка начала 20 века с кассой
и комнатой дежурного по станции
С телеграфом и почтой, откуда можно было послать открытку с видами Москвы
Залами ожидания и буфетом
Здесь особенно мило смотрится фарфоровый сервиз с вензелями Московско-Виндавской железной дороги.
Есть и багажное отделение
И собственно кабинет начальника станции
В Доме начальника станции можно увидеть и жилые помещения (тогда чиновнику предписывалось жить непосредственно на рабочем месте)
На улице можно прогуляться и под восстановленным станционным навесом, посидеть здесь, мечтая о прибывающем поезде.
Ну а насчёт поездов... Их здесь ЕСТЬ! Они здесь живут и "разговаривают" разными голосами, которые глушит современный город.
Кто-то из них красуется перед пришедшими людьми, кто-то как этот - самый маленький - просто тихонько стоит в сторонке ( кстати этот экспонат теперь закрыт от непогоды).
Кстати на нём сбоку забавная табличка:
Территория депо не только музейная. Здесь постоянно идет работа по ремонту и реставрации паровозов. Поэтому если повезёт, можно увидеть, как живет и работает настоящая локомотивная бригада. Например, как настоящий кочегар может приготовить яичницу прямо на лопате в топке паровоза.
А еще можно узнать, что для настоящего паровозных дел мастера «Закрой сифон и поддувало» это не просто ругательство, а железнодорожный знак и важное предупреждение по технике безопасности для машинистов. В позапрошлом веке не одна станция сгорела от того, что на деревянный настил попала зола из топки паровоза.
При желании здесь можно на дилижансе совершить виртуальную экскурсию по Москве начала XX века, а можно сесть в ретро-вагон и немного проехаться по железной дороге...
А ещё на территории комплекса есть памятник железнодорожникам, погибшим в Великую Отечественную войну.
Надо сказать, что в настоящий момент на станции Подмосковная находится самое современное в России депо, где обслуживаются поезда «Сапсан» и «Ласточка». Работники ласково называют его "Ласточкино гнездо". Но туда экскурсантов не пускают - рабочая зона.
Посещение Исторической площадки паровозного депо станции «Подмосковная» может оказаться интересным и полезным для любого современного человека. А экспозиция музея позволит погрузиться в историю повседневности железнодорожных перевозок начала XX века, почувствовать запах работающих паровозов, а также посмотреть уникальные вещественные источники по истории отечественного железнодорожного транспорта, которые расположены в зданиях станции.
Здесь не так много людей. Всё можно очень спокойно осмотреть, везде можно побывать, посмотреть работу ремонтных мастерских и увидеть как реально работают машинисты. Это удивительное место, где с удовольствием могут находится люди любых возрастов. И - главное! - здесь нет охранников рядом с каждым паровозом. Вы просто приходите, и самостоятельно изучаете огромный мир под названием - "Паровозное депо, станция Подмосковная".
Ну а в заключение - просто красивое зимнее ночное фото этого музея.
P.S. Хочется сказать всем путешественникам, делавшим снимки на территории музея огромное спасибо, потому как иногда вы снимаете такие красивые кадры, что захватывает дух от вашего профессионализма!