Найти в Дзене

ЧТО ТАКОЕ "ПОВЕДЕНИЕ"?

В самом простом понимании, поведение - это любое действие, которое выполняет человек. В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить. Скиннер, пионер поведенческого анализа, определяет поведение как "Поведение - это движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами" (Skinner, "The Behavior of Organisms", 1938). Другими словами, все, что мы делаем или делает ребенок - это поведение: · Ест
· Пьет
· Спит
· Кричит
· Рисует
· Играет
· Моет руки
· Дерется
· и т.д. Но для того, чтобы понять лучше, что такое поведение - нужно определить, что такое "не поведение". В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение. Например: · Не слушается родителей · Не реагирует на обращения сверстников · Не смот

В самом простом понимании, поведение - это любое действие, которое выполняет человек. В более широком смысле, поведение - это любое действие живого организма, которое можно объективно наблюдать и измерить.

Скиннер, пионер поведенческого анализа, определяет поведение как "Поведение - это движение организма или его частей тела в рамках соотношения с внешними предметами или факторами" (Skinner, "The Behavior of Organisms", 1938).

Другими словами, все, что мы делаем или делает ребенок - это поведение:

· Ест
· Пьет
· Спит
· Кричит
· Рисует
· Играет
· Моет руки
· Дерется
· и т.д.

Но для того, чтобы понять лучше, что такое поведение - нужно определить, что такое "не поведение".

В поведенческом анализе существует такое понятие как " тест мертвого человека". Все, что может "делать" мертвый человек - не является поведением. То есть, все, что человек НЕ делает, и остается пассивным - это не поведение.

Например:

· Не слушается родителей

· Не реагирует на обращения сверстников

· Не смотрит в глаза

· Не плачет, когда ударился

Все эти примеры отражают "не поведение", и для того, чтобы поведенческий аналитик мог изменить существующее положение, ему необходимо понимать, какое поведение должно возникать в этих ситуациях.

Например, вместо того, чтобы решать проблему "непослушного ребенка", который не выполняет требования родителей, и уменьшать поведение "непослушания" (которое, на самом деле, не является поведением), поведенческий аналитик обучает ребенка выполнять инструкции с помощью поведенческих методов, которые будут представлены в последующих главах.

К понятию "не поведения" относятся также черты характера или общие определения. Например, "ленивый ребенок" - это не поведение. "Аутичный ребенок" - это тоже не поведение. Такими понятиями, как "радостно отреагировал", или "аутичное поведение" невозможно оперировать в поведенческом анализе. Для того, чтобы можно было им оперировать - необходимо определить само поведение, которое является единицей анализа, точную форму поведения, и те факторы в окружающей среде, которые влияют на поведение.

Следует также помнить, что "поведение" - это собирательный термин. Любое поведение можно разбить на некоторое количество составляющих его отдельных мелких действий - реакций.

Например, поведение "Пить" можно разбить на несколько реакций:

· Взять стакан в руку

· Поднести стакан ко рту

· Наклонить

· Сделать глоток

· Отнять стакан от рта

Реакции, из которых состоит любоеповедение - от простого (пить) до комплексного (вести беседу), и являются самой мелкой единицей анализа, и их можно наблюдать и измерить по нескольким параметрам. На объективном измерении реакций, составляющих поведение, основывается Прикладной Анализ Поведения как научная дисциплина.

Реакция, как физическая величина, может измеряться по нескольким параметрам:

1. Момент  во времени - как быстро появляется реакция. Например, ребенка позвали по имени - как быстро он отреагировал и подошел. Прозвучал звонок на перемену - как быстро ребенок поднялся и вышел из класса.

2. Продолжительность во времени - как долго длится реакция. Например, ребенок смотрит в глаза - как долго он удерживает взгляд. Ребенок сидит во время занятий - как долго он может сидеть на стуле, перед тем как вскочит со стула и начнет бегать по комнате.

3. Повторяемость во времени  - одиночная реакция может повторяться. Например, ребенок плюется - он плюется 5 раз в течение занятия. Ребенок кушает котлету - он накалывает вилкой кусочек котлеты и повторяет это действие столько же раз, сколько у него кусочков котлеты на тарелке.

На основе этих измеряемых параметров поведенческий аналитик может изменить поведение в том направлении, в котором это необходимо. Например, уменьшить количество раз, когда ребенок плюется, или увеличить продолжительность сидения за столом, или уменьшить время реакции, и научить ребенка быстрее реагировать на обращение или быстрее выполнять инструкции.