Найти в Дзене
Альви

Василий Иванович Баженов – русский архитектор классицизма и псевдоготики.

Биография Василий Иванович Баженов родился в Москве 12 марта 1737 (1738) года. Его отец был дьяк одной из придворных кремлёвских церквей – Иван Фёдорович Баженов. В своей автобиографии он отмечал, что интерес и талант к художеству у него появились в раннем детстве. Он зарисовывал здания на улицах старой Москвы, а иногда и выдумывал свои. «…Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником… Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ» – фрагмент из автобиографии, Василий Баженов И уже в подростковом возрасте его страсть к рисованию заметил русский архитектор, князь Дмитрий Васильевич Ухтомский. Как раз в 1754 году Ухтомский стал главным архитектором Императорского Московского университета (далее – ИМУ), куда он и принял в свою школу Баженова. И уже в апреле 1755 года Василий поступи
Оглавление

Биография

Василий Иванович Баженов родился в Москве 12 марта 1737 (1738) года. Его отец был дьяк одной из придворных кремлёвских церквей – Иван Фёдорович Баженов. В своей автобиографии он отмечал, что интерес и талант к художеству у него появились в раннем детстве. Он зарисовывал здания на улицах старой Москвы, а иногда и выдумывал свои.

«…Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником… Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ» – фрагмент из автобиографии, Василий Баженов

Портрет Василия Баженова и семьи, Иван Некрасов, 1770-е гг.
Портрет Василия Баженова и семьи, Иван Некрасов, 1770-е гг.

И уже в подростковом возрасте его страсть к рисованию заметил русский архитектор, князь Дмитрий Васильевич Ухтомский. Как раз в 1754 году Ухтомский стал главным архитектором Императорского Московского университета (далее – ИМУ), куда он и принял в свою школу Баженова. И уже в апреле 1755 года Василий поступил в гимназию ИМУ, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств. Вскоре ученик достиг высокого уровня мастерства, он стал работать совместно с Ухтомским над различными столичными проектами, что впоследствии помогло ему набраться практического опыта и выработать собственный стиль. Параллельно с этим Баженова перевели в Санкт-Петербургскую гимназию (в 1756 г.) по рекомендации мецената Ивана Шувалова. Ученик считался одним из лучших в гимназии Москвы, что и стало причиной такого перевода, а через год (январь 1758 г.) его зачислили в только открывшуюся Академию художества, президентом которой как раз стал Шувалов.

Академия художеств, Санкт-Петербург
Академия художеств, Санкт-Петербург

«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась» – фрагмент из автобиографии Василия Баженова.

В Европе

Один из преподавателей Академии Савва Иванович Чевакинский назначил талантливого ученика своим помощников при постройке Никольского морского собора, один из первых значимых его проектов в должности помощника. В сентябре 1760 года (ему уже 23 года) Василий Иванович был направлен в Париж для совершенствования в архитектуре (ныне – повышение квалификации). На всё про всё Академия ему выделила 100 р.и. (рублей империи), с этой суммой он перенимал опыт «западных коллег». Баженов учился хорошо и достойно справлялся с экзаменами Парижской академии архитектуры. Через два года в Париже он работал с профессором Шарлем де Девальи, благодаря нему молодой архитектор погрузился в тогдашний новомодный стиль – классицизм. Одной из его работ стала модель Луврской галереи.

Николо-Богоявленский морской дворец
Николо-Богоявленский морской дворец

«Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи, молодые французы, у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали» – фрагмент из автобиографии, Василия Баженова.

После Парижа Василий уехал учиться в Рим, там он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Он стал очень популярен в архитектурной среде и его проекты встречали с восторгом, ему даже пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». Это один из значимых этапов формирования его собственного стиля, кругозор в сфере архитектуры у него расширился достаточно быстро. В 1764 году Баженов вернулся в Париж и ему предложил работу сам король Франции Людовик XV, но он отказался. В целом, он является первым русским архитектором, получившим признание в Европе, а ему и 30 лет не было. И вот он вернулся в Россию, какие проекты ему принадлежат?

Архитектура в России

Дом Пашкова

В Российской Империи Василий Баженов участвовал в издании труда «Десять книг об архитектуре» Марка Витрувия Поллионе в передове Фёдора Васильевич Каржавина. Один из ярких проектов в стиле классицизма на французский манер был Дом Пашкова (ныне – Российская государственная библиотека), строился он в 1784 – 1786 гг.

Кремлёвский дворец

Ему принадлежит нереализованный проект дворца в Московском Кремле. По задумке Баженова – это должен был быть масштабный комплекс в южной части Боровицкого холма, а его корпус окружать Соборную площадь. Разработка проходила в 1767 – 1774 гг. под непосредственным наблюдением Екатерины II. Однако просадка грунта, стоимость проекта и нелюбовь императрицы к Москве решили всё – строительство было приостановлено, а от идеи отказались и вовсе.

Восстановленный план проекта Василия Баженова, 1768 - 1773 гг.
Восстановленный план проекта Василия Баженова, 1768 - 1773 гг.

Царицыно

Василию Баженову принадлежит реализация проекта по Дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Реализовать эту работу ему не удалось полностью, Екатерина II предложила архитектору создать проект и руководить строительством новой резиденции в Царицыно, дала ему полную свободу. Это предложение «окрылило» его, и он тут же принялся за работу, такие предложения не часто приходили. Баженов выдел усадьбу как единое целое, где будет гармония и ничего бы не выделялось. И когда всё было разработано, а проект почти закончен, Екатерина II решила проверить, что получается и ей не понравилось темнота дворца. По её словам, жить в нём сложно, поэтому потребовала снести часть построек. Но вскоре, императрица просто попросила не склоняться в радикализм в архитектуре. Так, дорабатывалась усадьба уже с его преподавателем Матвеем Казаковым. Строительство шло с 1776 по 1786 гг.

Остальные проекты Василия Баженова:

  • Дом Луки Ивановича Долгова, 1770 г.
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери, 1789 г.
  • Усадьба "Красное", 1780-е гг.
  • Михайловский замок, 1792 г. (был переработан Винченцо Бренна)
  • Смольный институт, нереализован, 1765 г.
  • Дом Юшкова, 1793 г.
  • Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке, 1782 г.
  • Ансамбль храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
  • Усадьба Гендрикова, 1775 г.
  • Усадьба Тутоломина-Ярошенко, началось в 1788 г.

Подписывайтесь на канал и читайте статьи об истории России и Мира! Благодарен за поддержку.

"Вид Царицына села", проект Василия Баженова, 1776 г.
"Вид Царицына села", проект Василия Баженова, 1776 г.

Автор: Горшков И.С.