5-й день, 18.08.2023г., пятница, началась вторая половина фестиваля. Удивительное дело, но погода в городе остаётся отличной все эти дни, что очень радует.
И этот вечер открывает Северная легенда «Егорушкины птицы» по пьесе Леонида Леонова, в постановке Евгения Гельфонда. Его показал Новый художественный театр из Челябинска в исполнении актрис Ксении Бойко и Натальи Шолоховой.
Представьте себе полярную ночь, скромное хозяйство поморов прямо на берегу моря и молодую семейную пару, которая устраивает свой быт. Они ждут появления их первенца, ведут беседы о его имени и будущей жизни, кем он станет. Наконец он появляется на свет. Радость отца и матери.
И вдруг в их доме появляется монах – его спасает муж (Егорушка), найдя на берегу у кромки воды. А мы помним, что на дворе зима и полярная ночь. Поморы – язычники. Но Егорушка волевым решением главы семьи решает оставить монаха у себя. Иринье, жене Егорушки, монах показался странным с самого начала, она просила мужа не оставлять его в их доме. Но слово мужа – закон у поморов.
Со временем монах пришёл в себя, здоровье к нему вернулось. Но странным для Ириньи (и пугающим) быть он не перестал. Особенно после того, как случайно услышала она страшную и страстную молитву монаха, в которой он призывал смерть на родившегося малыша. С какой целью он это делал, не понятно. Чего хотел добиться?! А тем временем, как ни в чём не бывало, они с Егорушкой ходили на промысел за рыбой и вели беседы о вере. У каждого своя правда и свой на этот вопрос взгляд. Свой опыт и свои традиции.
И то ли молитва монаха была услышана, то ли ребёночек был слабеньким, но сперва он заболевает, а затем умирает. Горю Ириньи нет предела. К тому же появляется у них в гостях тесть, отец Ириньи – необузданный и несдержанный мужчина, любитель алкоголя и неуместных шуток. Даже сообщение о смерти внука не останавливает его в безудержном алкогольном веселье. Да так, что он умудряется напоить и молодых хозяев – Иринью и Егорушку. И даже монаха. Ох, что тут из него полезло, что понеслось – из тестя-то. Да и монах тоже учудил.
Но когда наступило утро, и все пришли в себя, Иринья сообщает, что снова ждёт ребёнка.
Спектакль по подаче достаточно специфический. Начиная от костюма одной из актрис, в котором она будто бы является не то проявлением природы, не то шамана, и до особенных музыкальных инструментов, которые используют в процессе действия актрисы. Завораживающие звуки терменвокса, яйбахара и глюкофона погружают зрителей в необычную атмосферу, заставляя прислушиваться к каждому звуку и слову, пусть даже и не всегда понятному. Мне думается, чтобы понять полностью данный спектакль, нужно сперва прочитать само произведение, по которому он поставлен. Есть такие места, которые требуют пояснений для неподготовленного зрителя, такого, как я.
Удивительно красивые голоса актрис и этнические песни дополняют общее впечатление от спектакля своим объёмом и глубиной. Одно могу сказать точно – этот спектакль кардинально отличается ото всех уже мной увиденных в рамках фестиваля. И если вы когда-то будете в Челябинске, обязательно узнайте, идёт ли он в этот момент в театре, и сходите на него.
Более подробно о содержании спектакля тут https://vk.com/wall-220489583_16 и тут https://vk.com/wall-220489583_135
И с сегодняшнего вечера зрителям будут представлены по два спектакля за один вечер до конца фестиваля.
Вторым спектаклем 5-го дня стало монодействие, фантазия "Новеченто" по пьесе Алессандро Барикко, режиссёра Вячеслава Терещенко, в главной роли которого актёр Владимир Жуков Независимого театра «Выпускники-Щукинцы», г. Москва (он же играл Поручика в спектакле 3-го дня фестиваля «Сорок первый»).
Новеченто родился на корабле, на котором ходил вместе с джазовым оркестром Девид Будман, пианист. Младенец был просто оставлен, подкинут родителями, скорее всего, очень бедными людьми, прямо на рояле в коробке из-под лимонов. И именно Будман нашёл его и заменил ему родителей, а домом для Новеченто стал этот корабль. На многие-многие годы. 32 года Новеченто прожил на корабле, ни разу не сходя на берег. А как? Ведь по сути его не существовало. У него с рождения так и не было документов. Его никто и никогда нигде не регистрировал. Будман как-то не озаботился об этом вопросе. И скоропостижно скончался. А Новеченто так и остался на корабле, будучи ещё совсем юным мальчиком. Никто из команды не знал, что же с ним делать, даже капитан. Пока мальчик не сел за рояль и не начал играть. И все, кто при этом присутствовал, потерял дар речи. Потому что ребёнок играл, как профессиональный опытный музыкант-пианист. Так и остался мальчик на корабле при оркестре, играя великолепную музыку все те годы, что он прожил на судне.
А Тим Тунней, трубач этого же оркестра, повествующий зрителю эту историю, так по-доброму относился к Новеченто. И сам признавался, что они стали настоящими друзьями. Как? Во время страшного шторма Тима бросало по судну из стороны в сторону, его обуревал первобытный страх перед стихией. Но когда он добрался до музыкального зала, то увидел там совершенно спокойного Новеченто, который пригласил его вместе поиграть. Но прежде попросил убрать стопари с колёс рояля. И они заскользили по полу музыкального зала вместе с огромным инструментом, словно по волнам, как бы танцуя вальс с океаном. А перед тем, как Новеченто начал играть, он сказал Тиму одну единственную фразу, которая перевернула всю жизнь Туннея впоследствии. Увидев Тима, прижавшегося к полу, он изрёк: «Если не встанешь сейчас – не встанешь никогда!». Для Тима эти слова стали самой действенной мотивацией на всю оставшуюся жизнь.
Прошли годы. Наступило неспокойное военное время начала 20 века. Корабль, на котором жил Новеченто, пришёл в негодность за годы использования, и его было решено затопить, наполнив до краёв динамитом. Все, абсолютно все, кто был на этом судне в команде, в обслуживающим персонале, в оркестре – сошли на берег. Все, кроме Новеченто. Ему некуда было идти. У него не было ни родных, ни дома. Корабль – его дом и семья. И он остался…
И даже попытки Тима, спохватившегося и пытающегося найти Новеченто на судне, не увенчались успехом – он так и не смог найти его, хотя облазил всё судно от трюма до верхних палуб и капитанского мостика. Новеченто нигде не было. Но он где-то был.
Попавший в рай Новеченто, с утраченной при взрыве корабля рукой, беседует с господом, который предлагает ему целых две руки, правда, обе правые и негритянские. А Новеченто нужна левая и белая. Но хорошенько подумав, он просит вместо руки рояль. Гений – он гений до конца и во всём.
Спектакль очень динамичный, яркий, наполненный красивой джазовой музыкой начала 20-го века. И хоть эта история является вымыслом, зритель поневоле начинает верить в неё, будто бы она произошла на самом деле. Сопереживаешь вместе с Тимом, где-то смеёшься, где-то грустишь, и очень отчётливо понимаешь, что у Новеченто нет будущего без его корабля-дома. А Тим так по-доброму и искренне восхищаясь, рассказывает её, что понимаешь – Новеченто и в самом деле был для него самым настоящим, а может, и единственным другом. Которого он, увы, не смог спасти.
Более подробно о содержании спектакля тут https://vk.com/wall-220489583_17 и тут https://vk.com/wall-220489583_136
Два таких разных спектакля увидели мы сегодня. Столько неожиданных эмоций получили. А впереди ещё целых три дня фестиваля, которые смогут и удивить, и поразить, и заставить задуматься.
Продолжение следует…
Официальная страница фестиваля https://vk.com/monofest33
Автор фотографий - Константин Федяев https://vk.com/konstantin_fedyaev
(вперемешку с моими фотографиями)
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
Спасибо, что смотрите, читаете и интересуетесь тем, что я делаю.
Понравился ролик - смело жмякайте на 👍 и пишите комментарий со своими мыслями на тему видео. Это помогает продвижению канала. Вам не сложно, а мне приятно😉И не забывайте подписываться на канал.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
P.S. Заходите полюбопытствовать на другие мои каналы:
Про стихи на заказ и для души - СтихиЯ от Анны Анисимовой – https://zen.yandex.ru/stihiya_anna
Про красоту и здоровье – https://zen.yandex.ru/orif_anna33
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~
#что_интересного
#анна_анисимова_пёстрая_жизнь
#городвладимир