Икона Богородицы Киккская редко представлена в храмах. Но увидев ее однажды, не спутаешь с другими образами. Только на этом образе Младенец, играючи, отвернулся от дорогого Ему Лика. Богородица в Свою очередь, смотрит на играющего Младенца и придерживает Его руками, как бы пытаясь отгородить от будущего, о котором Она только догадывается.
Ещё этот икону именуют «Милостивая», принадлежит она к иконографическому типу «Елеуса». Щеки Пречистой и Младенца на образе нежно соприкасаются, лик Богородицы повернут в левую сторону, Младенец десницей поддерживает край мафория Богородицы. Что мог означать этот жест? Возможно, что Младенец чувствует материнскую защиту в любые жизненные моменты.
В старинном предании сказано, что этот удивительный образ написан самим евангелистом Лукой. А свое наименование образ получил от находящейся на острове Кипре горы Коккос или Киккос.
Изначально святой Лука послал этот образ вместе с другими иконами в Египет, но когда там возникли гонения на христиан, Киккская икона в 980 году была перевезена в Царьград. Здесь Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах и позже, образ этот перевезен был на остров Кипр.
На Кипр этот образ попал не случайным образом, про этот случай рассказано в ещё одном предании: правитель Кипра - Мануил Вутомит, во время охоты заблудился в горах острова и встретил благочестивого инока старца Исаию. Не желая быть узнанным, старец побежал от Мануила, он этот счел поступок инока за пренебрежение к себе и, догнав старца, жестоко избил.
Прошло немного времени, и Мануила постигло Божие наказание, правитель впал в неизлечимый недуг. Вспомнив о поступке с иноком, Мануил понял, что болезнь - наказание за его грех. Со слезами он обратился к Господу, прося о милости, даровать ему исцеление, а также даровать возможность лично испросить у старца прощение.
В тоже время старец получил откровение, что все случившееся с правителем ниспослано Богом, чтобы написанная святым Лукой икона Богоматери была перенесена из царских чертогов на остров Кипр.
Старец сказал о просьбе Мануилу, а тот устрашившись дальнейшего наказания, ответил:
— Прости мне, отче! Это дело выше сил моих. Кто я, последний из императорских чиновников, чтобы дерзнул сказать императору что-либо подобное? Требуй от меня любого другого удовлетворения.
Но старец был неумолим:
— Если хочешь получить прощение, то сделай именно это! И исполняя приказанное, ты будешь иметь помощницей Богородицу, ибо так мне открыто.
Делать было нечего и Мануил дал обещание содействовать перенесению образа. Но с условием: старец должен был отправиться вместе с ним в Царьград. Исаия согласился и оба они отправились в Византию.
Мануил все же побоялся говорить императору о цели своего приезда, старцу же объяснял причину задержки тем, что боится утруждать царя своей просьбой и выжидает удобного случая. Старец не дождавшись обещанного решил возвратиться на Кипр, но перед отъездом снова просил Мануила исполнить открытое ему веление Божие.
Возвратясь, старец предался скорби о безуспешном путешествии и однажды, в сонном видении, он услышал утешительные слова:
— Не скорби! Ибо чудотворная икона Богородицы скоро приидет к тебе, как знает Господь и как угодно Пресвятой Владычице.
Ободренный, Исаия принялся за постройку храма для образа.
В тот момент у императора серьезно заболела единственная, любимая дочь.
Недуг царевны был похож на ту болезнь, которой подвергся Мануил. Когда ему сообщили о болезни царевны, Мануил понял, что это удобный случай для осуществления обещания и отправился во дворец. Там увидев плачущего царя, он залился слезами и решил изложить свою просьбу о перенесении иконы и сказал царю:
— Государь! Я страдал такой же болезнью на острове Кипре, и если бы не помог мне Господь ради молитв подвижника Исаии, то я давно бы умер. Тот старец Исаия заповедал мне возвестить, чтобы ты перенес находящуюся в чертогах твоих икону Богоматери на остров Кипр, в обитель старца, как это было открыто в видении.
Если ты не сделаешь этого, то дочь твоя не исцелится. Старец сам приходил со мной, чтобы при моем посредстве объявить тебе волю Божию, но я, не находя удобного случая, не осмеливался говорить об этом твоему величеству. Сей подвижник уже возвратился на остров, но перед своим уходом отсюда завещал мне сказать тебе все. Ты же делай по твоему изволению.
Царь, выслушав эти слова, воскликнул:
— Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то могу ли я, бедный, воспротивиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Но молю Тебя: избави дщерь мою от неисцелимого и тяжкого недуга, и я со всей готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр.
Вскоре царевна, после обещания императора, получила исцеление. Но царь все же медлил исполнить обет. Он не хотел расставаться с великой святыней. Тогда Божие наказание постигло и нерадивого земного владыку. Сам император впал в тяжкий недуг. В болезни же он и увидел действие Промысла Божия, повелевающего ему исполнить свое обещание.
Раскаиваясь в неисполнении обета, царь велел лучшему живописцу сделать список с находившейся у него иконы. Он решил схитрить и сделанную копию отправить на остров. Но Пресвятая Дева явилась царю в сонном видении и грозно сказала:
— Оставь свою икону здесь, а Мою немедленно пошли на остров к монаху Исаии, ибо так Мне угодно.
После этого царь уже не удерживал у себя святой образ, а быстро снарядил корабль и с великой честью препроводил икону на Кипр к Исаии, также послав ему и значительную сумму денег на устройство храма.
Когда икона прибыла на остров, здесь от нее совершилось великое множество чудес. Исаия же построил большой храм во имя Богоматери на Киккской горе и в нем поставил чудотворный образ Богоматери.
С тех самых времен и по сей день в обитель со всех сторон стекаются страждущие всевозможными недугами и по вере своей получают исцеление.
Есть чудотворный образ и в Москве. Его преподнесли в дар Зачатьевскому монастырю представители кипрской делегации из Киккского монастыря, во время освящения монастырского Собора 25 ноября 2010 года.