Сериал «Черное зеркало» вернулся к нам со взрывным 6-м сезоном. Его открыла серия «Джоан ужасна» с невероятными сюжетными поворотами и безумными мультивселенными, созданными магическим квантовым компьютером. Давайте подробнее разберем, что же за квампута эта шайтан-машина!
Сюжет «Джоан ужасна»
Однажды совершенно обычным вечером совершенно обычная Джоан Тейт увидела, что на популярном потоковом сервисе Streamberry вышел совершенно необычный сериал. Он назывался «Джоан ужасна» и рассказывал о нашей героине, самой Джоан. Парадоксальным было то, что на экран транслировалось абсолютно каждое движение девушки, правда, с некоторыми изменениями в угоду просмотрам – все драматизировалось и гиперболизировалось. Ну и Джоан сыграла Сальма Хайек.
Девушка психанула, и это понятно – кому понравится, если его жизнь будут показывать 24/7, к тому же без согласия? Джоан стала вытворять самые неподобающие вещи, чтобы обратить на себя внимание Сальмы. Девушка своего добилась и они с актрисой пошли на разборки. Выяснилось, что Джоан не прочитала Правила политики и конфиденциальности, в которых оговаривалось ее согласие на участие в подобного рода проектах. Сальма Хайек же «продала» свое лицо для дипфейков, поэтому тоже не имеет никаких прав.
Девушки ворвались в головной офис Streamberry и узнали, что производством контента занимается квантовый компьютер или просто – квампьютер. Там же Джоан с Сальмой Хайек узнали, что они не настоящие, а всего лишь цифровые версии в одной из метавселенных, созданных тем самым квампьютером. Джоан разозлилась и разбила квампуту, как его назвала Сальма Хайек.
Пранк вышел из под контроля
Разработчики и компании уже давно уяснили, что только 1% всех людей честно подходит к чтению различных пользовательских соглашений, поэтому иногда разыгрывают тех, кто этого не делает. Есть пара очень интересных примеров.
Sky Map – приложение на мобильный, показывающее небесные тела. Так вот его разработчики включили в свои условия пользования, что они не несут ответственности, если человек при использовании программы в море натолкнется на айсберг или его похитят инопланетяне. Но если же по вине приложения образуются дыры в пространстве и времени, то это ляжет уже на плечи разработчиков.
В 2010 году один из крупнейших британских магазинов видеоигр Gamestation решил разыграть своих покупателей. 1 апреля в онлайн магазине было внесено изменение в договор на продажу игр – пользователи в это день расплачивались с магазином не только реальными деньгами, но и бессмертной душой. Так ребята хотели подчеркнуть проблему того, что люди не читают никаких соглашений, бездумно кликая на кнопку подтверждения. А вот недобросовестные компании могут по своему усмотрению вписывать туда все, что угодно.
А создатели «Черного зеркала» пошли еще дальше. Когда Джоан поняла, что каждый ее шаг транслируется на многомиллионную аудиторию, так еще и местами перевирается не в ее пользу, она обратилась к адвокату, чтобы подать в суд на Streamberry за использование ее частной жизни в коммерческих целях. Но юрист объяснила ей, что подписав «Пользовательское соглашение», девушка фактически дала разрешение потоковому сервису на свое использование. Джоан пыталась отрицать это, мол, она в глаза никогда не видела этот договор, но женщина возразила, что она его подписала, нажав на кнопку «Согласен», просто не в распечатанном виде.
Тогда главная героиня решила засудить Сальму Хайек за ее изображение, но с ней ситуация обстояла еще веселее. В шоу «Джоан ужасна» сама сальма Хайек не снималась. Юрист объяснила, что формально в сериале использовался цифровой двойник актрисы – она просто разрешила использовать свой образ, а весь сериал – это дипфейк, сгенерированный квантовым компьютером. По той же причине контент на Streamberry выходил с такой скоростью, практически в реальном времени.
В этом же диалоге создатели «Черного зеркала» намекнули на еще одну насущную проблему современности, ставшую мемом, – слежка за людьми через микрофоны и камеры, встроенные в гаджеты. Адвокат привела пример:
«Вы с подругой обсуждаете освежители для обуви, а телефон лежит на столе рядом. Затем Вы включаете компьютер и что первым Вы увидите? Все тот же освежитель. А потом – рекламу по телевизору с освежителем, рекламу на улице с освежителем… Ну, Вы поняли»
После того, как Джоан устроила вакханалию в церкви, чтобы привлечь внимание Сальмы Хайек, нам показали, как сама актриса пыталась разобраться уже со своим адвокатом. Она встретила ту же самую проблему. Мисс Хайек подписала контракт на использование ее дипфейк-образа, не читая самого договора. Она беспечно понадеялась на своих юристов. Но на стр. 39 в 8-м параграфе было четко указано: «Договор со Streamberry на использование образа охватывает все возможные поступки, которые может совершить Джоан, вплоть до акта дефекации и даже хуже». После этого Сальма и отправилась к Джоан, чтобы вместе разнести загадочную квампуту.
Цифровые вселенные квампуты
Джоан и Сальма Хайек добрались до головного офиса Streamberry и кабинета генерального директора стримингового сервиса, Моны Джовади. Там они подслушали ее разговор с журналисткой и узнали много интересного.
Сериал «Джоан ужасна» был дипфейк материалом для развлечения в области экспериментального контента от Streamberry. Он создавался квантовым компьютером, который генерировал бесконечные мультивселенные, а внутри созданных миров снимал и монтировал готовые передачи. Сама Джоан для прототипа была выбрана не просто так – в ней не было абсолютно ничего особенного, она была обычным никчемным человеком, подходящим для тестирования системы. Приставка в названии «ужасный» тоже имела смысл – негативный контент получил много больше отклика у фокус-группы, концентрируясь на невротическом представлении людей о самих себе. Акцент на слабостях и малодушии подтверждал внутренние страхи и повергал тестировщиков в гипнотический ужас, что по словам Моны и есть настоящее вовлечение в контент. Итоговой целью потокового сервиса было создание уникального контента для каждого отдельно взятого пользователя Streamberry.
Уже в серверной, на подходе к квампьютеру, девушкам открылось еще больше правды о происходящем. Джоан увидела на мониторе саму себя, хотя там должна была фигурировать Сальма Хайек. Помощник, присматривающий за квампутой, объяснил, что это всего лишь вариант, который видит предыдущая Джоан. То есть, та Джоан, за который мы следили на протяжении всей серии «Черного зеркала» была не настоящей, но есть так называемая «Исходная Джоан» – реальная Джоан. Наша героиня оказалась всего лишь цифровым двойником, которого сыграла Энни Мерфи. Когда «Исходная Джоан» смотрит сериал, то видит нашу героиню в роли себя, а тот сериал – это один из уровней фикции, первый уровень. Даже квартира Джоан, за которой мы следили, оказалась всего лишь нарисованным домом для съемок.
Джоан, как и зрители, перегрузилась полученной информацией и приняла волевое решение разбить компьютер. В это время в помещение ворвалась Мона Джовади с охранниками и пригрозила, что разбив квампьютер, девушка уничтожит все уровни фикции выше этой и тогда погибнут миллиарды персонажей, которые считают себя настоящими. Мона сама не знала, по какому принципу работает квампута, она назвала это магией, уточнив, что в случае поломки будет уничтожена целая реальность. Данный факт не смутил Джоан, ведь «Исходная Джоан» уже приняла решение и сделала тоже самое, а Джоан-двойник не смогла сопротивляться уже произошедшим событиям и вдребезги разбила шайтан-машину.
Истинный смысл серии «Джоан ужасна»
1-я серия 6-го сезона «Черного зеркала» ворвалась в нашу безмятежную сериальную жизнь и подсветила сразу ворох проблем современности.
Эпизод показал насколько далеко продвинулись и еще могут продвинуться современные технологии в создании контента. И, казалось бы, что в этом плохого? У одних людей появляется финансовый доход, у других – кратно увеличивается объем информации. Но проблема в том, как могут использовать такую возможность коммерческие компании. Вместо того, чтобы делать, например, образовательный или иной информационно-полезный контент, они играют на эмоциональных страхах и болях потребителей. Именно об этом и говорит Мона Джовади на интервью. С одной стороны, это также ответственность и тех, кто такой контент смотрит, но именно компании решают на чем акцентировать внимание зрителя.
Эпизод «Джоан ужасна» также показал, насколько корпорациям индифферентна боль не только потребителей, но и тех, чьи образы они эксплуатируют. Сериал от Streamberry показывал жизнь Джоан, но в ее извращенном виде. Не только люди, принимавшие участие в «съемке», но и сама героиня начала верить в то, что она грубая и злая. Хотя Джоан старалась быть тактичной и вежливой.
«Джоан ужасна» – поучительная история о том, насколько далеко зашло общество в своем потреблении. Тема десенсибилизации общественности продолжилась и в серии «Лох Генри». К счастью настоящая Джоан получила счастливый финал, но для этого ей пришлось пройти через 7 кругов ада.