Писатели для меня делятся на две части. Есть те, кто создает целые новые миры и есть те, кто занимается описанием простых и всем знакомых вещей. В первом случае важна фантазия, для вторых необходим красивый язык. Сложно сказать какая из категорий писателей мне ближе, но в подростковом возрасте я, к примеру, Довлатова относил в разряд людей, кто умеет изящно выражать свои мысли, но беден в плане фантазии. Ведь его книги было бы скучно экранизировать. Что там ставить? «Записки надзирателя»? Или может быть «Иностранку»? Я в курсе, что по его книгам есть несколько художественных фильмов, но, по-моему, Довлатов относится к тем писателям кого интересно именно читать. Вот и поговорим сегодня о нём.
Никогда не встречал людей, кто относился бы к Довлатову безразлично. Как правило, он наоборот вызывал восторги. Однако к тому времени, когда его книги попали ко мне в руки, я был уже взрослым мальчиком и кое-что в литературе смыслил. Так вот начав читать его «Компромисс» я поймал себя на мысли, что язык мне нравится, истории забавные, но чему тут восторгаться в упор не видно. Нет, вы не подумайте, что я прочитал одну книгу и успокоился. У меня собрание сочинений из четырёх томов имеется даже. Так что Довлатова я читал всего. Это хорошая, лёгкая литература и я не собираюсь говорить о том, что он переоценен. Другой вопрос, что один из самых известных писателей того времени по большому счёту делал простые зарисовки из окружавшего его быта. Ничего сверхъестественного он не создал.
Здесь можно было бы поведать о писателях, творивших в то же самое время параллельно с ним, но не буду. Советская культура это отдельный пласт и тут можно долго перечислять что лучше. Проблема в том, что мы её не знаем по большей части-то. У нас Довлатова да Венечку Ерофеева из того времени вознесли настолько, что голова идёт кругом.
Мир Сергея Довлатова безнадёжен и наполнен тоской. Видимо по этой причине он так и полюбился многим уже моим современникам. Все же хотели видеть Россию для грустных, а у него её хоть отбавляй. Только успевай страницы перелистывать. И даже его проза, написанная после эмиграции, тоже не отличается оптимизмом. Само собой я люблю такую литературу. Тот же Леонид Андреев, которого я, считаю одним из лучших наших писателей, наполнен тоской чуть более чем полностью. Другой вопрос, что Андреев умел выдумывать хорошие сюжеты, и был плодовит. Довлатов по большому счёту может уместиться в одну толстую книжку. Он описал то, с чем сталкивался в жизни и не пытался изобрести что-то новое.
На мой взгляд, это говорит об ограниченности фантазии писателя. Можно сказать, что, зато он смог составить портрет эпохи, но это в корне неверно. Он описал лишь свою собственную жизнь. А это согласитесь, не тянет на портрет эпохи. Так, небольшой срез будней человека без особой цели. Судя по его произведениям, он просто плыл по течению ничего не пытаясь изменить. Да и в той же эмиграции очутился случайно. Он не диссидент, не революционер и вообще не тот человек, который стал бы раздвигать горизонты. В нём не было ничего увлекательного и романтичного. И подобных биографий можно найти сотни.
Тем не менее, его всё же читают до сих пор, и значит, в нём что-то есть. Но что же это такое? На мой взгляд, это умение просто разговаривать с читателем о жизни. Вот тот самый разговор «За жизнь», который иногда происходит на кухнях. И тут Довлатов конечно блестящий рассказчик. Свой навык излагать какие-то бытовые истории он отработал до заоблачных вершин. Найти кого-то сопоставимого с ним можно. Тот же Лимонов работал на этом же поле, но в силу куда более длинной и пёстрой биографии получился разнообразнее. Довлатов же так и остался навсегда советским писателем, которого лично я не могу представить в наше время.
Он прожил немного и неизвестно что бы ещё он смог написать. Сильно сомневаюсь, что он бы выдал какую-то книгу, отличающуюся от всего, что он делал прежде. Скорее наоборот он бы сосредоточился на рассказах, где достиг мастерства. Тем более человеком он был наблюдательным и умело выдавал свои истории. Возвращаясь же к заглавию, могу сказать, что мир созданный писателем мне с одной стороны абсолютно незнаком, но с другой есть в нём что-то неуловимо родное. Что-то такое необъяснимо уютное и не требующее каких-то специфических знаний.
Литература Довлатова комфортна, и читая её отдыхаешь. Возможно, в том числе и за это мы его любим. Ведь далеко не всегда нам надо уноситься в какие-то выдуманные миры и сюжеты. Иной раз хочется, прикоснутся к чему-то обыденному, но рассказанному хорошим языком. И никто лучше Довлатова на эту роль не подходит. Потому-то его обыденный мир так привлекает читателей.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.