В течение лета нынешнего года как региональные, так и федеральные власти активно занимались проблемами речного судоходства, в том числе на Волге.
Напомню, в июне губернатор Глеб Никитин докладывал президенту о нижегородских предложениях по возрождению судоходства на нашей великой реке. Обсуждение этого вопроса вылилось в одобрение президента, давшего 35 поручений правительству по развитию речного судоходства. Ответственным в большинстве случаев указан премьер-министр Мишустин, что свидетельствует о том, насколько высокое значение Путин придает речному судоходству.
В частности, идет речь о разработке маршрутной сети перевозок по внутренним водным путям единой глубоководной системы европейской части России на период до 2035 года с определением основных пунктов для посадки и высадки пассажиров, ежегодных объемов перевозок, необходимого количества и типов судов. Такой системный подход позволяет в дальнейшем активизировать, в том числе, тему туризма – как внутрирегионального, так и межрегионального.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин, который за последние дни посетил Нижегородскую область и другие приволжские регионы, также системно прорабатывает эту тему, стремясь выявить проблемы, которые мешают осуществлению этих планов, а также узловые точки возможного сотрудничества между регионами в этой сфере.
Нижегородская область в этом плане имеет определенные преимущества – здесь конструкторским бюро имени Ростислава Алексеева строятся суда на подводных крыльях «Метеор 120Р» и «Валдай 45Р». Наша научно-техническая база и кадровый потенциал дают Никитину и другим официальным лицам региона выступать с различного рода предложениями.
Решение вопроса с финансированием развития речных пассажирских перевозок президент и депутаты Госдумы видят в субсидировании межрегиональных перевозок, использовании средств Фонда национального благосостояния (такое предложение выдвинул Сергей Миронов), освобождении региональных перевозок от НДС. В общем, если есть решимость достичь поставленной цели, то деньги найти можно.
Россия богата водными ресурсами, в том числе реками, стоит вспомнить опыт Советского Союза и развивать перевозки водными путями. А комплексный подход к развитию маршрутной сети поможет решить задачу максимального развития этой сферы транспорта в течение нескольких лет.
Александр Егоров, политолог