Случайно ли совпадение сербского названия деревни Винча с наименованиями реки Винча и на Кольском полуострове? Там же, рядом, расположилась и гора Винча около 300 метров над уровнем моря и озеро Винга.
Возможно ли, что эти далекие друг от друга названия связаны не только лингвистическим совпадением? А если не только, то какие из них могли бы быть первичными? При такой постановке вопроса, следует вопрос, могли ли, например, древние обитатели Кольского полуострова переместиться на более, чем 2000 км южнее, и сохранить на новом благодатном месте важный для них топоним?
Такое совпадение можно было бы пропустить. Но тогда, не слишком ли много совпадений!? Там же на Кольском полуострове и в Карелии достаточно озер и рек, чтобы удивиться их названиям – все они органичное смотрятся в далекой Индии, чем здесь.
Но с этим вопросом мы уже ранее разобрались. Каким-то образом сюда на север Русской равнины 5 тысяч лет назад распространилась общность предков ариев, а попутно и русов. Кто тут на севере жил ранее этого времени узнаем от археологов по керамике, определяющей культуры. От них и получили информацию о культуре ямочно-гребенной керамики.
И вот теперь Винча! Этимологию этого названия, видимо, можно узнать у сербов, уж слишком звучное это в истории название – Винча. Этим именем названа одна их древнейших культур Европы, разместившаяся около 7,5 тысяч лет назад на Балканах, с центром на территории современной Сербии.
Видимо, более значимым балканским памятником мезолита стали Железные ворота (ущелье Господинъин Вир), где обнаружен крупный археологический объект Лепенский Вир. Датировка этого объекта примерно 15-7 тысяч лет назад.
В принципе, напомнить об этих древних археологических памятников Европы помогли два-три топонима Винча на Кольском полуострове. Имеет ли такое совпадение какой-то смысл, не известно. Хотя поле для размышления такая информация, наряду с уже известной насыщенностью территории Русского севера древнеарийскими названиями водоемов, предоставляет.
Впрочем, земледельческий характер культуры Винча, а также то, что она, видимо, стала следствием миграции земледельцев из южной Анатолии, может указывать на ее протоарийскую природу.
«Совпадение ряда черт культуры Чатал-Хююка и культуры Винча настолько разительно, что, … можно говорить о генетической связи Чатал-Хююка с Винчей»[1].
А это означает, что ее обитателями могут быть носители гаплогруппы R1a. По крайней мере, так полагает приоритетная теория миграции носителей этой гаплогруппы в Европу из Южной Сибири. Но, чего нет, того – нет, и это факт временный.
Пока генетики обнаруживали там только гаплогруппы Старой Европы – G2a, I2, и даже H. Но затем, в 2018 году, в районе Железных ворот всего в пяти километрах от Лепенского Вира в селе Падина в Сербии обнаружили три образца редкой гаплогруппы R1b-V88>Y127541 с датировками примерно 10805; 9500 и 10835 тыс. л.н.[2] Общий предок этих древних жителей Лепенского Вира жил 12700 лет назад. Там же выявили гаплогруппу I2a1 – с датировкой 10493 лет назад.
Главным косвенным фактором отношения к гаплогруппе R1a было положение костяка в захоронении на боку. Такое впечатление, что этот момент исследователей интересовал мало. Так или иначе, один R1b и I2a1 были на спине. Для двух остальных положения не определяли. Отметили, что один костяк был захоронен на боку, но гаплогруппу его не определяли.
У села Власак (9791-9518 л.н.) в трех километрах от Лепенского Вира был выявлен образец R1b-L754 (xL389, xV88). В нем, кроме женских, тестировали 8 мужских скелетных останков, семь из которых показали гаплогруппу I и ее нижестоящие субклады.
И почти все костяки гаплогруппы I, положение которых удалось установить, были также на спине. Это же относилось и к 17-ти женским захоронениям, где все костяки были на спине.
Между прочим, скорченное положение костяков на боку было очень характерно для мезолита Восточной Украины, что отмечалось и в той же статье[3]. С переходом же в неолит отмечается переход положения костяков к захоронению на спине. Очевидно, это связано со смещением раннего мужского населения мезолита (R1a) к позднему населению неолита (R1b).
Предполагается, что древние гаплогруппы R1b прибыли в Европу из приволжских степей хвалынской культуры из Сибири через южный Урал и северный Казахстан.
Тогда можно предположить, что после обитания 10000-8000 лет назад носителей гаплогруппы R1a на Балканах, они могли переместиться с Балкан на юг Русской равнины. Второй же поток носителей R1a с Балкан продвинулся на северо-восток Европы к Онежскому озеру, и прилегающим к нему регионам, в том числе и на Кольский полуостров и там образовать культуру гребенчатой керамики.
Впрочем, можно было бы предположить, что маршрут мог иметь обратное направление. Но на этот счет, как полагает А. Клесов,
«нет никаких прямых или даже косвенных данных о том, как носители R1a могли попасть на Украину, Балтику и в Карелию, не заходя западнее в Европу. Без данных о таком маршруте дискуссии на этот счет беспочвенны».
Так, казалось бы малозначимое сходство далеких друг от друга названий выявило проблему очевидной связи русского Севера с Балканской прародиной, объяснение которой еще потребует от исследователей немало усилий.
Всех благодарю! Подписывайтесь, сомневайтесь, возражайте, ставьте лайки!
С уважением, Борис Новицкий
[1] В. А. Сафронова. Индоевропейские прародины.
[2] Mathieson, Nature.
[3] Там же.