Кинематографистами из Черкесска создан фильм, основанный на сюжетах из народной мифологии
Если человек талантлив – он талантлив во многом. Эти слова по праву можно отнести к Артуру Кенчешаову – поэту из Черкесска, автору популярных песен, телеведущему канала «Архыз-24», сценаристу, режиссёру, члену Союза писателей РФ и Союза журналистов РФ. Несмотря на молодой возраст, в каждой творческой области Артур добился заметных результатов.
Последняя по времени совместная крупная работа режиссёров Артура Кенчешаова и Руслана Кумукова – документально-игровой фильм «Алмасты: снежный человек».
- Артур, откуда такая разносторонняя тяга к творчеству?
- С самого детства. Ещё совсем юным я сшивал иллюстрированные маленькие книжки-комиксы, сочинял маленькие рассказики. К 15 годам начал писать стихи, тогда и случилась первая публикация в местной печати.
- Пишете ли Вы на адыгском языке? Насколько поэтическое двуязычие влияет на формирование литературных образов? Двуязычие в поэзии - это сложность или преимущество?
- Интересный вопрос, спасибо. Я пишу на русском. Но мыслю чаще на черкесском. Конечно, есть огромное влияние русского языка: я вырос на русской классике. Часто читаю стихи и на родном языке, в которых тоже для себя нахожу интересные образы и темы. Мне кажется, что поэтическое двуязычие – преимущество, поскольку оно способно создавать что-то новое, интересное для восприятия. С недавнего времени пишу на родном языке, но пока, если честно, не очень доволен результатом.
Кстати, на телевидении уже 6 лет веду поэтическую программу. Есть выпуски, посвящённые авторам разных стран мира. Даже в переводе их стихи хранят неповторимую атмосферу. Все языки обязательно должны сохраняться и открываться для мира. Каждый язык, каждая ментальная система – уникальны.
- И всё же поэзия не стала профессией?
- Мой основной вид деятельности – телевидение. С детства мечтал о тележурналистике. После кастинга попал на телеканал «Архыз-24», где уже 9 лет работаю. С кино сложнее. До сих пор считаю, что пока не смог достичь приемлемого уровня. Зато появилась команда, тоже увлечённая этим. Есть много идей, много проектов, которые хотим воплотить.
- К чему у Вас большая склонность – к документалистике или к игровому кинематографу? Или к синтезу? Ведь фильм про алмасты можно назвать синкретическим жанром.
- Мне всегда нравился синтез. В проекте про снежного человека хотелось сыграть на балансе игрового и документального кино. Когда делали премьерный показ в Черкесске, то по отзывам людей стало ясно: зритель идею понял и оценил. И я хотел бы эту линию продолжить в будущих проектах.
- Насколько мифология связана с реальностью? Ведь алмасты, по сути – тоже часть фольклора? С помощью сюжета о снежном человеке Вы ведь рассказываете о народе, о его быте, о характере, традициях…
- Многие спрашивают: «Почему ты решил обратиться к этой теме?». А это из детства. На летних каникулах я гостил у дедушки в ауле, там на улице часто собирались старики, всегда очень интересно что-то обсуждали. Я садился вместе с ними и слушал. От них и узнал об алмасты. Кто-то сам его видел, кто-то знал очевидцев. И эти рассказы запомнились на всю жизнь.
В начале проекта отношение к теме было как к чему-то мифическому. Но мы общались с очевидцами, учёными, и я начал сомневаться: ну не может это всё быть простой выдумкой, игрой воображения! Собеседниками были совершенно серьёзные, почтенные люди, которым незачем врать. И у нас в регионе практически нет семьи, в которой кто-то не сталкивался бы с алмасты. Откуда-то это взялось? К концу фильма я стал себе задавать вопрос: не может же быть лишь сказкой история, в которой столько доказательных моментов? Вопрос для меня остался открытым.
- Насколько в фильме раскрывается душа народа? Ведь любая история места - проявление этнического характера. Звучит ли эта тема?
Артур Кенчешаов:
- Да. Звучит, конечно. Эта тема хорошо раскрывает, мне кажется, какую-то ментальную или культурную особенность нашего региона. Тем более, что она очень прочно вплетена, как оказалось, в культуру и историю. И может быть я, даже не желая этого, создал атмосферу Кавказа – таинственного, загадочного и привлекательного Кавказа. Горы скрывают в себе очень много тайн, загадок, исторических фактов. И тем самым привлекают нас: они красивые, но также и опасные.
- Где можно посмотреть фильм?
- Мы сейчас ведём переговоры об этом. Я общался с представителями различных онлайн-платформ. Думаю, по крайней мере, где-то к середине осени будет результат, и картина появится в сети.
- Почему важно и нужно хранить свои национальные корни?
Артур Кенчешаов:
- Потому что этот мир – раньше, мне кажется, не ощущалось, что он такой большой, – он сейчас бескрайний. С процессом глобализации, с размытием границ, герметичные национальные пространства, которые раньше были этническими – они начали размываться, они под угрозой исчезновения. А человек, который всё-таки отошёл от своих корней… Я всегда сравниваю с этим образом: дерево, имеющее крепкие корни, всегда растёт высоко. А листок без своей ветви имеет одну судьбу: лежать на мостовой, на тротуарах, завянуть и исчезнуть, или сгореть в костре дворника. Важно держаться за свою ветвь.
Но тут главное не переусердствовать, потому что излишний консерватизм тоже ни к чему хорошему не ведёт. Хранить истоки, изучать мир, изучать другие культуры, которые рядом с тобой – и тем самым обогащать себя и обогащать окружающих. Я считаю, что это самая лучшая формула для современного мира.
- Насколько Ваши мечты соотносятся с творческими планами?
- На сто процентов. Хочется идти дальше, делать что-то более интересное, масштабное. В голове много идей которыми хотел бы поделиться с миром, с людьми. В какой форме – стихи, песни, кино – не столь важно. Но, конечно, главным остаётся кино. Сейчас много работаю как сценарист, есть уже 8-9 готовых сценариев игровых фильмов. Буду ли сам их снимать, или снимет кто-то другой – не столь важно. Говорю это, осознавая, как быстро летит время. Хотелось бы просто больше успеть.
Фото: личный архив Артура Кенчешаова
Олег Пономарев