Мы редко осознаем, насколько мощную силу оказывают убеждения на наше поведение.
Подумайте о том, что вы делаете действительно хорошо. Может быть, вы талантливый краснодеревщик, отличный ныряльщик или прекрасно умеете разрешать конфликты. Скорее всего, вы, как эксперт, верите в свои способности, поскольку в прошлом добились успеха, заинтересованы и обладаете определенным опытом. Далее подумайте о задачах или ситуациях, которых Вы избегаете. Не любите вечеринки, кроссворды или рутинную работу? Неудивительно, но обычно мы тяготеем к тому, что нам нравится и что у нас хорошо получается, и сторонимся того, что вызывает у нас тревогу, дискомфорт или страх неудачи. Но знаете ли вы, как и почему сформировались эти предпочтения?
Возможно, вы не осознаете, что большинство ваших предпочтений и, в конечном счете, решений определяются психологическими убеждениями, которые действуют ниже уровня сознания. Под психологическими убеждениями понимаются установки, предположения и взгляды, которых люди придерживаются в отношении себя, других людей и окружающего мира. Ваши убеждения побуждают вас к действию и помогают достичь желаемых целей. Эти же представления о себе могут препятствовать вашим достижениям и сдерживать вас.
Почему убеждения имеют значение
Психологические убеждения важны по нескольким причинам. Во-первых, убеждения формируют наше восприятие действительности. Наши убеждения выступают в роли фильтра или линзы, которая влияет на то, как мы интерпретируем события, поведение других людей и свой собственный опыт. Во-вторых, они влияют на наши эмоции и настроение. Определенные убеждения вызывают определенные чувства и эмоции. Например, убеждение "я не имею квалификации" может вызвать чувство стыда или презрения к более успешным людям. Самое главное, нами движет то, что мы считаем истиной. Например, если кто-то считает, что его коллеги не заслуживают доверия, он, скорее всего, будет держаться особняком и не станет сотрудничать. Таким образом, убеждения являются одним из основных катализаторов личной мотивации.
Сила самоэффективности
Одним из наиболее сильных убеждений, определяющих нашу готовность к достижению цели или выполнению задачи, является уверенность, которую психологи называют "самоэффективностью". Вера в то, что человек способен выполнить определенное действие, является мощной силой, помогающей ему принимать решения о том, стоит ли, когда и как добиваться желаемых результатов (Bandura, 1997). Более 50 лет экспериментальных исследований, проведенных в различных областях и культурах, показывают, что после учета имеющихся способностей ни один другой фактор не оказывает большего влияния на результаты деятельности, чем убежденность в собственной эффективности. Повсеместное положительное влияние самоэффективности на результаты деятельности проявляется в учебном процессе, в организациях, во время выполнения работы и в спортивных соревнованиях. Более высокие уровни самоэффективности предсказывают готовность к выполнению задачи и общую эффективность работы.
Чем выше самоэффективность, тем больше вероятность того, что вы будете упорствовать перед лицом препятствий, проявлять стойкость и не сдаваться (или менять цели), когда все идет не по плану. Самоэффективность важна потому, что человек верит в то, что у него есть когнитивные возможности, исполнительские навыки и осязаемые стратегии для достижения желаемых результатов. Вооруженные знаниями и опытом, люди с высоким уровнем самоэффективности будут постоянно превосходить своих сверстников с более низким уровнем самоэффективности в различных видах деятельности, включая письмо, игру на музыкальных инструментах и использование технологий. Самоэффективность также связана с тем, как мы воспринимаем задачу: более высокие уровни ассоциируются с большим чувственным удовольствием, счастьем и надеждой.
Почему неудачи имеют значение
Хотя вера в свои силы имеет решающее значение, исследования также показывают, что одним из лучших способов обучения является совершение ошибок и неудач. В своем фундаментальном исследовании Ситкин и др. (2002 г.) утверждают, что неудачи, в частности небольшие "интеллектуальные неудачи", могут способствовать обучению и совершенствованию. Опыт неудач дает нам обратную связь об ошибках, ставит под сомнение наши предположения и предоставляет возможность отработать новые модели поведения. Такая парадигма позволяет людям и организациям на основе своих ошибок вносить улучшения для достижения долгосрочного успеха. Наибольшую ценность для обучения представляют те неудачи, которые были близки по времени, произошли рано и в которых виноваты контролируемые факторы. Алгоритм "неудача/улучшение" поддерживает идею о том, что неудача - при правильном подходе - дает долгосрочные преимущества, которые могут не проявиться в случае отсутствия неудач (Madsen & Desai, 2010).
Точка зрения исследования неудачи/самоэффективности подтверждается практикой, поскольку некоторые из наиболее выдающихся личностей потерпели значительные неудачи. Томас Эдисон, изобретатель электрической лампочки, испытал более 6000 видов материалов, прежде чем нашел вещество, пригодное для экономичного производства нити накаливания. Родители самого известного в мире ученого Альберта Эйнштейна считали его ненормальным, поскольку он не говорил до 4 лет. Легенда баскетбола Майкл Джордан за свою блестящую карьеру в НБА пропустил более 9000 бросков. Дж. К. Роулинг потребовалось шесть лет и 12 отказов издательств, прежде чем ее первая книга о Гарри Поттере была опубликована. Были ли эти люди обделены способностями? Вряд ли. Их успех и слава стали результатом неустанных усилий, которые постепенно привели их к величию.
Великий новатор Уолт Дисней отразил важность неудач в своем вдохновляющем высказывании: "Все невзгоды, с которыми я сталкивался в своей жизни, все мои неприятности и препятствия укрепляли меня. Вы можете не осознавать этого, когда это происходит, но удар по нам может оказаться для вас самым лучшим в мире". Другими словами, невзгоды вдохновляют на рост.
Что все это значит
Таким образом, исследования показывают, что сочетание самооценки и переживания неудачи является мощным катализатором эффективности. Когда мы верим в свои возможности и воспринимаем препятствия как возможность для роста, а не как неудачу, мы позволяем себе размышлять и анализировать, создавая основу для совершенствования. В конечном итоге позитивная самооценка способствует обучению и повышению эффективности нашей работы.
⚡Лучшая благодарность за наш контент, это поделится статьей в Ваших социальных сетях. Давайте вместе внесем скромный вклад в развитие психологической культуры. Спасибо
⚡Рекомендуем изучить нашу подборку статей: лайфхаки от психотерапевтов
⚡⚡«Психотерапия Журнал» в Telegram. Будьте в курсе свежих новостей и открытий в мире психологии! ⚡⚡