Найти тему

С чего начать слушать классическую музыку? Как полюбить классическую музыку? Как начать слушать классическую музыку?

Оглавление

Никак! Подобные вопросы часто всплывают, когда люди начинают задумываться о пользе классической музыки: крепкий сон, избавление от боли, тревожности и стресса, улучшение когнитивных способностей, вдохновение, кругозор и т.д.… Как же замечательно! Лежи, слушай и становись лучше. Все это имеет место быть, но! насильно мил не будешь. Не следует слушать классику для галочки. Однако, надо же с чего-то начинать, если хотя бы порыв появился. Итак, в этой заметке поделюсь накопленным опытом, ответив на подобные вопросы)

1) НЕ БEРИТЕСЬ ЗА БОЛЬШИЕ ФОРМЫ

В.А. Гергиев
В.А. Гергиев

В музыке, как и в любом другом виде искусства, есть свои «жанры»: опера, симфония, балет, песня, концерт… Не стоит в погоне за желанием послушать любимого композитора Гитлера – Р. Вагнера – слушать его многочасовые сложные оперы. Ведь мы не начинаем читать классическую литературу с романов-эпопей. Так и тут. К тому же, к сожалению, с развитием технологий мы стали очень нетерпимы, а внимание наше быстро рассеивается. Рекомендую начинать знакомство с музыкой с малых форм: пьесы, фуги, сонаты, симфонии. Прилагаю неполный списочек своих любимых небольших по длительности произведений:

1. Лирические пьесы Э. Грига для фортепиано («Колокольный звон», «Летний вечер», «Колыбельная», «Бабушкин менуэт», «Одинокий странник», «Песня сторожа», «Свадебный день в Трольхаугене», «Халлинг», «Ариета»…).

Их великое множество под любое настроение. Это яркие, красочные, вдумчивые и образные произведения для души.

2. Соната ми-минор Э. Грига

3. Симфонии Й. Гайдна

Настоящий антидепрессант. Про радость и счастье. Несмотря на заглавие «симфония» это небольшие произведения с интригующими названиями (Симфонии «Кукареку», «Сюрприз»…).

4. Ноктюрны и вальсы Ф. Шопена (Вальс до-диез минор, ноктюрн op.9)

Еще не встречала ни одной равнодушной женщины к произведениям Шопена. Воздушные меланхолические и лирические замки.

5. Прелюдии и фуги из ХТК И.С. Баха

Прекрасная, вдумчивая музыка. + Рекомендую также найти сюиты И.С. Баха в исполнении М. Ростроповича.

6. М.П. Мусоргский цикл «Картинки с выставки»

7. П.И. Чайковский циклы «Времена года» и «Детский альбом», «Сентиментальный вальс»

8. К. Дебюсси «Детский уголок»

9. Вальсы И. Штрауса-сына

10. «Русский вальс» Д.Д. Шостаковича

-3

2) ПОПРОБУЙТЕ ПОСЛУШАТЬ ИЗБРАННЫЕ ФРАГМЕНТЫ ИЗ ОПЕРЫ/БАЛЕТА

Для неподготовленного зрителя слушание с первого по последние действие балета/оперы может оказаться непростым занятием. Однако, знакомство с визитными карточками некоторых произведения дело чуть иное. (Кстати, потом гораздо приятнее слушать полное содержание, узнавая и предвосхищая уже знакомые и полюбившиеся мелодии/эпизоды). Опять же прилагаю свое избранное:

1. «Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах…») из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

2. Третья песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

3. «Джульетта девочка», «Танец рыцарей» из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

4. Ариозо Ленского («Я люблю вас, Ольга») из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»

5. Хабанера, Сегидилья из оперы Ж. Бизе «Кармен»

6. «Libiamo ne' lieti calici» из оперы Д. Верди «Травиата»

7. «La donna è mobile» из оперы Д. Верди «Риголетто»

Рекомендую посмотреть и покопаться в записях выступлений «трех теноров» (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррерас), которые выбирали самое мелодичное и «попсовое» из классической музыки, чтобы привлечь зрителя к опере.

Три тенора: П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Каррерас
Три тенора: П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Каррерас

8. «Танец феи драже», «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

9. «Тарантелла», «Вальс» из балета В.А. Гаврилина «Анюта»

10. «Вставайте, люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

11. Хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя»

М. Ростропович и Г. Вишневская
М. Ростропович и Г. Вишневская
М. Ростропович, Г. Вишневская, А. Солженицын с женой (1975 год)
М. Ростропович, Г. Вишневская, А. Солженицын с женой (1975 год)

3) ИЗУЧИТЕ ПОСТРОЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФОРМ

Не стоит пугаться этого предложения и считать его неисполнимым. Ведь несложно прочесть, что в симфонии 4 части, разобравшись в значении каждой (чаще всего так: 1 – сонатное аллегро, экспозиция; 2 – медленная, спокойная; 3 – менуэт/скерцо; 4 – финал). Зная структуру, легче слушать произведение, потому как музыка не обрушивается нескончаемым потоком звуков, а движется по заданному направлению. Более того, некоторые вещи заново открываются. Например, в симфонии №6 «Патетической» П.И. Чайковского яркий «финал», когда гремят тарелки, царит торжественное настроение, хочется хлопать, наступает (почему-то) в 3 части… за ней идет четвертая. Потом вспоминаем, что это последняя симфония Петра Ильича, и в голову приходят грустные мысли.

-7

4) ПОСЛУШАЙТЕ ЛЕКЦИИ

Опять же тут нет ничего заумного и страшного, только приятное. Сейчас в интернете много интересных лекторов, умеющих просто и увлекательно рассказывать о музыке, композиторах. Именно через понимание и вовлеченность приходит любовь к предмету. Вновь прилагаю свои рекомендации:

- Канал М. Казиника, одного из моих самых любимых рассказчиков о музыке: https://www.youtube.com/@kazinik. (У Михаила Семеновича также выходят книги: «Тайны гениев», «Погружение в музыку»).

- Канал Анны Виленской, увлекательно рассказывающей не только о веяниях прошлого, но и настоящего:https://www.youtube.com/@anna_vilenskaya

- Передачи Артема Варгафтика «Партитуры не горят» для канала «Культура»:https://www.youtube.com/watch?v=HkMteWzTe_g&list=PLg55D6u8NNFgOdJM40rNNy80X1-WbpVOj&index=111. (У Артема Михайловича вышла книга «Секреты великих композиторов», которую я, к сожалению, на все 100% рекомендовать не могу, в основном из-за редакторской работы, которая, на мой взгляд, не была проделана качественно).

Завершаю эту музыкальную заметку. Конечно, она получилась очень поверхностной, но, надеюсь, информативной для тех, кого мучили выше поставленные вопросы. Постаралась поделиться своими любимыми произведениями (их еще осталось не мало), поэтому возвращению к теме быть. Спасибо за прочтение!)

Майкл Джексон
Майкл Джексон