Сейчас активно мусолится новость о передаче Украине 61 истребителя F-16AM/BM MLU (19 из состава ВВС Дании и 42 из состава ВВС Голландии) и пока одни ехидно заявляют о бесполезности этих устаревших истребителей, российский полковник в запасе, а ныне военный эксперт на телеканале "Россия 24" Михаил Михайлович Ходарёнок предостерегает - эти машины могут оказать серьёзное влияние на ход боевых действий. Предлагаю более детально проанализировать этот вопрос, попутно выделив моменты, где мы согласны с утверждениями Михаила Михайловича, а где позволим себе с ним не согласиться.
Для начала о вопросе численности: "Сегодня 42, завтра 142, послезавтра 242" - и здесь Михаил Ходарёнок, на наш взгляд, заблуждается. 42 машины о которых он говорил в понедельник это буквально все имеющиеся у Голландии F-16, заметная часть которых (18 ед.) хранится в качестве доноров для 24 действующих боевых истребителей. Более того, 12 из 18 хранившихся уже проданы американской компании Draken International, которая оказывает услуги по обучению воздушному бою, и компания уже внесла залог за эти машины.
Т.е. в лучшем случае Украина может рассчитывать на те 24 истребителя, что остались в активе Голландии, которые в течении 3х лет планировалось заменить на F-35А. Вполне вероятно что и поставки этих F-16 Украине также разобьют на 3 года. Что до Датских 19 истребителей, то там все машины в боевом состоянии и все 19 будут переданы Украине, но есть нюанс - процесс передачи вероятно также растянется на 3 года и в 2023 ВВСУ получат лишь 6 единиц. Таким образом в ближайший год Украина может рассчитывать лишь 12-18 истребителей, доведя это число до 43 лишь к 2026 году. И всё! Буквально. Ни о каких "завтра 142, послезавтра 242" говорить не приходится. Хотя в качестве гаданий на кофейной гуще можно предположить, что свои истребители также могут передать Норвегия и Бельгия.
Парк ВВС Норвегии до 2021 г. насчитывал 56 единиц F-16AM/BM, правда и там рабочими были лишь 35 единиц (30 боевых и 5 учебных). 32 из них уже были проданы Румынии. Тем не менее остаётся 24 консервы, из которых за пару лет можно собрать 6-8 рабочих бортов, правда никаких заявлений на этот счёт ещё не было. Как и не было подобных заявлений от Бельгии, которая обладает парком в 54 F-16AM/BM, правда их постепенное списание планируется начать лишь в 2025 г, когда начнут поступать заказанные F-35A.
Единственной страной обладающей внушительным парком F-16 являются США с почти 1,000 боеспособных машин, но вот просмотрев план Пентагона на 2023 финансовый год мы не нашли ни одного упоминания о списании F-16. Информация из открытых источников указывает на то, что ближайшее снятие с эксплуатации первых F-16 американцы планируют лишь к 2025-2026 годам.
Таким образом Украина может рассчитывать ну максимум на 40 рабочих машин в ближайший год, хотя, конечно, политическая воля отдельных стран может всё изменить. Норвегия может разорвать контракты с Румынией, а Голландия с американской компаний. Бельгия и США могут инициировать законопроекты о передаче действующих машин и т.д. Однако у Запада есть иной способ в сжатые сроки всерьёз нарастить ВВСУ.
Во-первых не стоит забывать о слухах о том что французы готовят украинских пилотов под Mirage 2000, а во-вторых (только не смейтесь!) США могут передать сотню тяжёлых штурмовиков А-10 thunderbolt 2 Block 9, что может быть даже опаснее пары десятком F-16. Сейчас объясним.
В своём выступлении Михаил Михайлович также обозначил угрозу ударной компоненте ВКС РФ со стороны F-16 (прежде всего вертолётам и бомбардировщикам Су-34) из-за возможности применять американские ракеты воздух-воздух AIM-9 и AIM-120. И здесь мы тоже осмелимся не согласиться с ним. Дело в том, что самые современные [передаваемые Украине] F-16 MLU оснащены радарами AN/APG-66(V)2 предельная дальность обнаружения воздушных целей которых составляет 135 км. Это на голову ниже возможностей прикрывающих штурмовую авиацию истребителей Су-30СМ и Су-35С. Ну а в купе с работай самолётов ДРЛОиУ А-50 и систем ПВО средней и большой дальности - полностью устранят возможность использовать F-16 MLU в воздушном бое.
Но вот с чем мы полностью согласны с Михаилом Ходарёнком, так это с тем, что F-16 очень опасны как средства доставки средств поражения целей на земле и воде. Та же РЛС AN/APG-66(V)2 способна обнаруживать и вести до 10 наземных целей с дистанции в 65-70 км, а режим синтезированной апертуры позволяет получать изображения высокого разрешения для точного опознавания и поражения целей абсолютно всем перечнем американского высокоточного вооружения - от крылатых ракет до управляемых и планируемых бомб.
При этом истребители оснащены средствами связи стандарта Link-16, что позволяет в режиме реального времени обмениваться информацией с самолётами AWACS, дронами и операторами-корректировщиками на земле, тем самым обеспечивая максимально возможную скорость реакции. Т.е. Украина может получить этакий HIMARS воздушного базирования с покрытием куда более объёмного участка фронта и лучшей скоростью реакции в случае постоянного патрулирования.
И здесь возникает вопрос: Если F-16 и так будут вынуждены перемещаться на предельно малых высотах как перемещаются сейчас немногие уцелевшие Су-27 и Су-24М ВВСУ, и наносить удары строго по наземным и надводным целям, то почему эту же роль не может выполнять штурмовик А-10?
"Бородавочник" может использовать весь комплекс управляемого вооружения класса воздух-поверхность, при этом, в отличии от лёгкого 1-двигательного F-16 он и бронирован и двигателя у него 2 (а значит в случае поражения одной силовой установки сможет добраться на тяге одной оставшейся).
При этом боеготовых А-10 у США 280 штук и все они для американцев давно являются головной болью. С одной стороны они старые и их задачи уже давно выполняют дроны и истребители, а с другой стороны и списать жалко и консервировать дорого. Рассматривался даже проект переделки их в штурмовые беспилотники, но его сочли дорогим. А потому мы бы этот вариант угрозы не стали исключать.
И вот уже 90 А-10, 20 F-16 и 10 Mirage 2000, в совокупности с имеющимся парком постсоветской авиации, может дать ВВСУ огромные возможности для диверсификации своих сил, для закладывание в планирование какое-то число потерь, как следствие выводя возможность проводить более комплексные воздушные операции. Проводить ротации, ремонтировать и модернизировать имеющийся парк с одновременной интенсификацией боевых действий. И здесь мы опять согласимся с Михаилом Михайловичем - нужно отдавать себе отчёт в том, что происходит процесс накапливания сил. На первый взгляд скромные и ничего не значащие поставки постепенно накапливаются и могут снежным комом обрушиться.
И в чём мы опять с ним согласны, так это с тем, что для устранения подобных угроз необходимо действовать превентивно и выводить из строя аэродромную сеть и постоянными ударами держать в напряжении логистические возможности ВВСУ, а также активно действовать на дипломатическом поле, чтобы к уже имеющимся Дании и Голландии больше никто не присоединился к поставкам авиации ВСУ.