Разведка не дремала:
«Секретно. Докладная записка младшего офицера 117-го пехотного Ярославского полка поручика Едрихина. 9 октября 1899 г.
С.-Петербург.
Его Превосходительству начальнику Военно-ученого комитета Генерального штаба генерал-лейтенанту Соллогубу.
Желаю отправиться в Южную Африку, чтобы лично следить за ходом англо-трансваальской войны, и прошу ходатайства Вашего Превосходительства о скорейшем зачислении меня в запас армии с предоставлением права по возвращении с театра военных действий быть зачисленным снова в свой полк, с зачетом в службу времени, проведенного в отсутствии и отпуске за это время содержания.
Поручик Едрихин».
На документе - резолюция военного министра генерала Куропаткина.
Поручик писал на имя генерала Соллогуба, начальника Военно-научного комитета Генштаба.
Специализировавшегося на проведении спецопераций за рубежом по военной линии. Но эту деятельность не афишировавшего...
(Ага. Известного нам по миссиям на другом конце Африки - в Абиссинии) (https://t.me/ugol_naklona/4).
***
Поручик мало того, что воевал на стороне буров, он еще и статьи в газеты умудрялся писать. И отчеты - в Военно-ученый комитет.
Еще "отпускник" - Лейб гвардии Конного полка поручик граф Комаровский, зачисленный в запас с последующим восстановлением на службе...
Русские на этой войне вообще делились на три категории: добровольцы, разведчики - "легалы" и нелегалы, врачи и сестры милосердия.
Еще документ: "В настоящее время уже отправились в Трансвааль по личному желанию уволенный в запас поручик Едрихин и подлежащий увольнению в запас поручик граф Комаровский. С отрядом Красного Креста будет отправлен поручик запаса Потапов».
Любопытнейшие мемуары об этой войне оставил поручик Августус - классический "отпускник".
Князь Михаил Енгелычев, князь Николай Багратион-Мухранский (Нико-бур), отставной гвардии полковник Евгений Максимов, гвардии поручик Алексей Ганецкий, околоточный надзиратель Надгорский, саратовский судья Савич, братья Гучко, казаки, крестьяне... все сословия представлены...
***
Уважающая себя разведка старается получать сведения из разных источников. Российская - в том числе.
Английская разведка - тоже. И, среди прочего, мило предлагала свое содействие:
«Министерство иностранных дел, Куропаткину, 4 ноября 1899 г.
Подполковник Уотерс, состоящий при британском посольстве в Петербурге, обратился с письмом на Высочайшее имя, в котором, между прочим, уведомил о своем отъезде в Южную Африку, к месту военных действий... заявляет, что ... он готов оказать всякое содействие русским офицерам, которые были бы назначены состоять при английской армии.
О вышеизложенном считаю долгом довести до сведения Вашего Превосходительства...Граф Ламздорф».
"Его сиятельству графу Муравьеву
Милостивый Государь граф Михаил Николаевич.
В 21 день сего ноября последовало высочайшее соизволение на командирование в армию буров для наблюдения за ходом военных действий штаб-офицера для поручений при командующем войсками Варшавского военного округа Генерального штаба подполковника Ромейко-Гурко".
***
А буры встречали волонтеров... без особого восторга. Поручик Августус в мемуарах своих вспоминал о пребывании в Лоренцо-Маркеше:
"Завтра на поезд – через два дня нам дадут винтовку, 200 патронов, черногривого коня – и в поход... На границе, в Коматипорте, где мы впервые увидели вооруженных буров в широкополых шляпах, трансваальские таможенные чиновники без всякого стеснения перерыли багаж пассажиров и конфисковали у некоторых волонтеров оружие, которое тем удалось скрыть от португальских властей.
После всех этих мытарств я нисколько не удивился, когда в Претории вместо оваций со стороны публики, у выходов вагонов стали усатые полисмены в белых касках и нас выпускали по одному, тщательно проверяя паспорта.
Под проливным дождем, шлепая по лужам и натыкаясь в темноте на проволочные ограждения, мы с вокзала побрели на мерцающий вдали красный фонарь гостиницы..."
Продолжение следует
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona