Найти тему
Фонотека в кармане

Элтон Джон и его первый успех (история альбома Elton John, 1970)

За роялем
За роялем

Какой образ ассоциируется у большинства людей с выражением «звезда рок-н-ролла»? Скорее всего молодой привлекательный мужчина, возможно с длинными волосами да с гитарой наперевес. По крайней мере именно этот образ прочно закрепился в поп-культуре.

Можно ли стать рок-звездой не будучи гитаристом, а владея к примеру навыком укрощения клавишных инструментов? Посмотрите на Джона Лорда, Кита Эмерсона, Гэри Брукера или Рика Уэйкмана и убедитесь сами.

Ну а если внешность твоя для рок-н-ролла «не подходит» (вспомним Йена Стюарта), да и сам ты не уверен в своих силах?

Как оказалось и вышеперечисленные обстоятельства не помеха трудолюбивому талантливому пианисту и компоизтору, которого зовут, а точнее звали Реджинальд Кеннет Дуайт.

За этим «неблагозвучным для рок-н-ролла именем» скрывается сэр Элтон Джон. Ещё молодой, двадцатидвухлетний Элтон Джон, который тогда не был Сэром Элтоном, не эпатировал шоу-бизнес своими нарядами и капризами, а был простым парнем, который хотел побороть собственную неуверенность в себе и доказать, что он что-то может.

В 1969 году студийная дискография Элтона Джона была начата дебютным альбомом Empty Sky. Лично я считаю, что это очень хорошая запись, но сам Элтон отзывался о ней негативно. Коммерческого успеха альбом не имел, поэтому нужно было практически начинать с начала, но ни для Элтон ни для его верного соавтор Берни Топина неудача дебютника не стала поводом для печали.

Берни и Элтон
Берни и Элтон

Будучи сотрудником музыкального магазина пианист пристально следил за музыкальными новинками, а также посещал концерты. Среди шоу 1969 года, на которых зрителем был юный Элтон были выступления Боба Дилана и группы The Who. Постоянное музицирование и нахождение в околомузыкальной среде подпитывали в нём творческую энергию, которая, набрав критическую массу, вылилась в потрясающую Your Song.

Песня была написана 27 октября 1969 года за 10 минут и стала толчком для создания новой пластинки, которой было суждено стать международным дебютом Элтона и большой, как творческой, так и коммерческой удачей.

Работавший над Empty Sky в роли продюсера Стив Браун отказался от продюсерского кресла и дуэту Джона и Топина пришлось искать ему замену. Пол Бакмастер, который собирался работать над оркестровыми аранжировками для пластинки, предложил кандидатуру Гаса Даджена. Годом ранее Даджен работал над пластинкой Дэвида Боуи Space Oddity (1969), которая очень нравилась Элтону, так что кандидатура Даджена была вполне подходящей.

Гас Даджен
Гас Даджен

Но главный творческий дуэт состоял из амбициозных ребят, поэтому им хотелось получить на роль продюсера самого Джорджа Мартина. Мартин оказался не столь заинтересован в сотрудничестве и отказал, тогда ребята вернулись к кандидатуре Гаса.

Стив Браун пригласил Даджена послушать демо-материал от Элтона и Гас отнёсся к нему достаточно сдержано, чем озадачил Брауна. Но, как позднее рассказывал продюсер, на самом деле он был очень воодушевлён, но не хотел показывать чрезмерного восхищения, дабы не лишиться возможности работать с Элтоном.

А работа предстояла не малая. Раз у нас уже есть аранжировщик оркестровых партий, то значит будет и оркестр, который все эти партии исполнит. Стоит всё это не малых денег, в частности менеджер Дик Джеймс оценил потенциальные затраты в 12 000 долларов, что для неизвестного артиста немалая сумма. На эти деньги можно купить небольшой дом.

Когда дело касалось записи, то Элтон был дисциплинирован и скурпулёзен. Партии всех инструментов были расписаны на нотных листах, каждый инструмент настроен, оркестранты на местах и все ждут указаний юного композитора.

Создатели альбома Elton John
Создатели альбома Elton John

Элтон:

Я, двадцатидвухлетний Реджи Дуайт, бросивший школу, коллекционер пластинок, начинающий композитор, сижу перед собственным оркестром, который смотрит на меня и ждёт, когда я дам команду играть.

Если сравнивать процесс звукозаписи 1970-го и 2023-го годов, то порою удивляет как музыканты могут по несколько дней возиться не то, что с одной песней, а даже с музыкальным фрагментом. Конечно, сейчас есть технологии, позволяющие разобрать всю песню на сегменты, а после склеивать, как душа пожелает, сейчас можно выстроить свою студию и работать хоть 25 часов в сутки. Сейчас нет нужды приглашать десяток музыкантов для создания оркестровок, всё можно сделать самому в своей комнате. Тогда же всё было иначе, и позволить себе подобные излишества было невозможно. Особенно если учесть то, что в запись и так была вложена солидная сумма, то действовать нужно было быстро. Видимо в некоторых ситуациях цейтнот необходимый элемент творческой подпитки.

И вот за одну январскую неделю 1970 года альбом Elton John был записан на студии Trident Studios. Все инструментальные партии записывались вживую и только вокал был добавлен посредством наложения. И разве у кого-то возникнет мысль о том, что это плохая запись? Вслушайтесь только в оркестровку I Need You To Turn To, если Элтон и нервничал, исполняя партию на непривычном для него клавесине, то это никак не отразилось на его исполнении.

Элтон в студии
Элтон в студии

В текстовой части работа почти на 100% лежала на Берни, и вот тут я сделаю небольшое отступление. А точнее задам вопрос: насколько исполнитель должен проникаться текстом, который он не писал? Бывают ситуации, когда автор собственных текстах находит что-то своё в чужой песне и исполняет её на свой лад, но вот чтобы, будучи сугубо исполнителем, исполнять только чужой текстовый материал, пусть и на собственную музыку, это несколько другая история. Вспомним Гедди Ли из группы RUSH, который пел песни, тексты к которым писал барабанщик группы Нил Пирт, или Брюса Дикинсона из Iron Maiden, который пел, помимо своих, тексты, которые писали его коллеги по группе. К вопросу, понимают ли исполнители (в буквальном и эмоциональном смыслах) тот текст, который им приносит автор? Элтон отвечал на этот вопрос откровенно.

Элтон:

Порой я не понимал о чём пишет Берни, возможно потому, что он тогда книгами «глотал» научную фантастику.

Топин же утверждает, что его вдохновила манера написания текстов Дэвидом Боуи. Тот просто брал отдельные фразы, писал их на бумажках, после складывал в шляпу и доставал в произвольном порядке (привет тебе, Уильям Берроуз).

Единожды при работе над альбомом Элтон нарушил монополию Топина, поскольку во время записи Border Song оказалось, что для полноценной песни не хватает одного куплета, Берни отсутствовал, а времени, как мы помним, было мало, так что пианист взял и сочинил ещё одну строфу, которой после стыдился, сам. Топин же наоборот, может чтобы не обидеть, похвалил друга, сказав, что в последней строфе тот пытается обобщить всё, что сам Берни хотел сказать до этого.

Для второго альбома было отобрано 10 композиций, ещё три (Bad Side of the Moon, Grey Seal и Rock and Roll Madonna) были записаны, но в окончательную версию не вошли, а выходили на синглах, и только при переиздании альбома на CD в 1995 году попали в трек-лист как бонус-треки.

-6

И у меня нет претензий ни к одной из них (Элтон, где ты берёшь мелодии?), если бы мне довелось составить персональный список альбомов, в которых все песни хороши, то этот точно попал бы в него.

Будь то нежные Your Song и Border Song, глубоко лиричная The Greatest Discovery, вдохновлённая The Beatles, Sixty Years On, или динамичные Take Me To The Pilot и The Cage, в каждой из них есть мелодическая зацепка, на которой держится песня. Бытует мнение, что ни на одном из последующих релизов Элтону Джону не удалось добиться такой целостности, и я склонен признаться, что толика истины в этом мнении есть.

По завершении сессий звукозаписи у Джона и Топина был готов набор песен для альбома и несколько би-сайдов для синглов, казалось бы до успеха рукой подать, но альбому нужно было оформление.

Названный именем исполнителя альбом должен был дать Элтону не только голос, но и образ, который будет узнавать публика, но наш скромный кудесник мелодий никак не мог совместить у себя в голове свой образ очкарика и статус рок-звезды, к которому стремился. Нелёгкая задача легла на плечи фотографа Стоуэлла Стэнфорда и художественного директора Дэвида Ларкхэма.

Стэнфорд:

Мы перебрали тогда множество фотографий и все они были ужасны. На одном фото Элтона едва можно было разглядеть, снимок получился очень тёмным, поэтому мы его и использовали.

В дизайне лицевой стороны конверта есть схожесть с альбомом Suitable For Framing (1969) группы Three Dog Night, на которой присутствовала композиция Lady Samantha авторства Джона и Топина.

Не знаю точно чего добивался Стэнфорд, но образ рок-звезды у него точно не получился (но может такой цели и не было). Обложка получилась, на мой взгляд, достаточно тривиальной, но похоже одной из самых «настоящих» у Элтона, на ней он ещё не скрывается за образом эпатажного пианиста суперзвезды, что-то похожее появится на обложке альбома 1995 года Made in England.

Первой в качестве сингла была выпущена Border Song, но она не принесла того успеха, на который рассчитывал музыкант. Хотя в последующем эту композицию перепела небезызвестная Аретта Фрэнклин, и в её исполнении песня вошла в Топ-40.

Следующий же сингл Your Song вознёс Элтона к славе. Эта пропитанная лёгкой ностальгией и такой неуловимой светлой грустью композиция не оставляет слушателей равнодушными и по сей день, оставаясь в концертном сет-листе артиста. Но не Your Song должна была стать синглом, а хуковая Take Me To The Pilot, ведь именно она значилась на стороне А, а Your Song довольствовалась лишь позицией би-сайда.

Свою роль сыграл случай, или же судьба, диджеи на радиостанциях, которым был передан миньон, посчитали иначе и не прогадали.

Альбом вышел в апреле 1970 года в Англии и в июле того же года в США и это был успех. Сложно сейчас представить себе какой-нибудь сборник композиций Элтона, на котором не был бы представлен данный релиз. Особенно приятно удивит поклонников альбом 1987 года Live in Australia, записанный вместе с симфоническим оркестром Мельбурна, на котором представлены 6 из 10 композиций этого релиза. Версия трека Sixty Years On с концерта в Сиднее представлена ниже:

Журнал Classic Rock охарактеризовал второй альбом Элтона Джона, как набор песен великолепного качества, каждая из которых – от пронизывающей светлой печалью баллады Border Song до сюрреалистической The Cage и хрипатого госпела Take Me To The Pilot – не подействует разве что на глухого.

Прослушивание этой записи всегда вызывает у меня ассоциации с Англией, особенно во время лирических композиций, такой книжной Англии, окутанной туманом, за которым точно прячутся лучи солнца. Может показаться, что запись несколько меланхолична, но мне здесь слышится не меланхолия, а хрупкая красота. Но если всё же меланхолические настроения начинают вами овладевать, то первые аккорды Take Me To The Pilot или The Cage развеют их в одно мгновение.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.