Найти тему
lera.kkalera

Что "не так" c главным антагонистом мультфильма "В гости к Робинсонам"

"В Гости к Робинсонам" невероятно уютный диснеевский анимационный фильм 2007 года про приключение в будущее мальчика-гения, который на самом деле всем сердцем стремится в прошлое, и про "злодея" из будущего, который пытается изменить настоящее, чтобы разрушить будущее первого. Те, кто смотрел этот фильм, наверняка помнят мужчину в шляпе - главного антагониста, и тот факт, что было в нем что-то "странное". В детстве я смеялась над его странностью и нелепостью и мне казалось, что его сделали таким как раз для того, чтобы вызывать смех у детей. Однако когда я пересматривала этот мульфильм уже во взрослом возрасте, мои чувства сменились на жалость, сочувствие, но и так же вопрос: что же "не так" с этим героем, почему он себя "так" ведет. В этой статье я хочу предложить свою гипотезу о том, что же произошло в этим персонажем.

Дисклеймер: сразу хочу сказать, что психологический портрет главного антагониста будет сравниваться с нормой психологического развития / состояния, что не делает его "ненормальным", скорее отличающимся от нормы, и не несет в себе негативную оценку.

Для начала давайте определим, по каким признакам мы судим, что в поведении / повадках Котелка что-то "не то":

1. Его внешность

-2

Первое что бросается в глаза, это то, как он в целом выглядит: он довольно худой, у него очень тонкие ноги, которые как бы ломаются под его весом, он сгорблен. По его конституции можно судить, что он живет тяжелую жизнь, возможно недоедает, точно не ухаживает за собой. В целом, он выглядит намного старше своего возраста (который мы узнаем в конце фильма).

-3

2. Его движения

-4

Второе вытекает из первого: двигается Котелок не скоординировано, часто "нелепо", карикатурно.

3. Его образование

-5

Когда мы начинаем больше знакомиться с персонажем, понимаем, что он очень плохо читает, на уровне ученика начальной школы - по слогам. Он также плохо пишет, часто путая направление букв (буквы у и e). Можно предположить, что он недополучил качественного школьного образования. В сцене в бизнес центре, ему также трудно сразу сказать время по механическим часам.

-6

4. Его когнитивные способности

-7

Котелку тяжело совершать простые (для взрослого возраста) мыслительные операции, например суммировать информацию, делать выводы, продумывать планы и уметь предвидеть возможные последствия его решений.

5. Его "детские" интересы, идеи и шутки

-8

В целом, если проанализировать интересы, идеи и шутки Котелка, мы поймем, что большинство из них похожи на мысли ребёнка: "я отомщу главному герою, кинув в его дом тухлым яйцом", "я притащу динозавра из прошлого, чтобы он напал на него", "я люблю единорогов" (нет ничего такого, чтобы любить единорогов, но в сумме это создаёт образ ребенка во взрослом теле).

-9

Таить обиду так долго и так одержимо тоже может говорить о некой детскости.

-10

В последнем пункте сокрыт ответ на вопрос в заголовке статьи.

Мы могли бы предположить, что это врожденная особенность Котелка.
Но это версия отпадает, когда нам показывают его детство и раскрывают его настоящую личность, которой оказывается Губ - сосед Льюиса по комнате. У Губа не было видимых "отклонений" от нормы в детстве, он соответствовал норме своего развития, был смышлёным и даже выдавал саркастичные шутки, что считается высоким уровнем юмора.

-11

Тогда возможно, что это просто инфантильность? Когда взрослый человек ведет себе безответственно, не задумываясь о других или о последствиях, о будущем. Однако при инфантильности не было бы других особенностей. Котелок был бы частично адаптирован в обществе, возможно даже имел работу, друзей, но параллельно мечтал бы отомстить. В фильме же в его жизни нет ничего больше, чем эта месть. При инфантильности не было бы и проблем с когнитивный мышлением Губа.

По Ж. Пиаже ребенок развиваясь проходит несколько стадий формирования интеллекта [1; 2]. Последней стадией является стадия формально-логических операций в подростковом возрасте. У подростка формируются умения мыслить абстрактно и гипотетически, появляется способность к рефлексии. У Котелка же способность к рефлексии и анализу собственного поведения не проявляется в течении фильма, мало того, мы наблюдаем, как он сознательно отказывается рефлексировать. Например, в сцене, в которой он проговаривает вслух: "Что же я выберу?Взять ответственность за свою жизнь или свалить ее на тебя? «Свалить на тебя» побеждает с разгромным счетом!". Однако скорее это только означает, что подсознательно он все понимает, но его психологическая защита слишком сильная, чтобы начать действовать по-другому.

По некоторым признакам, можно судить, что Губ находится на дооперационной стадии мышления (Ж.Пиаже), характерной для детей до 7-8 лет. Именно на данной стадии проявляется одна яркая особенность детского мышления - Эгоцентризм. Ребенок не в состоянии понимать и принимать разные мнения, он не может встать на позицию другого и воспринимает мир только с собственной точки зрения. Похоже на позицию Котелка, не так ли? Данной стадии также соответствует и его неумение логически мыслить при решении различных задач, например, при поимка Льюиса и его невозможность продумывать план до конца.

Есть одна гипотеза, которая может ответить на большинство вопросов относительно такого поведение Губа. Губ находится в состоянии долгосрочного регресса. Регресс - это «примитивизация поведения, понижение уровня его организации, возвращение на более ранние стадии развития, к более ранним поведенческим моделям, возвращение в детство» [3; 4]. Тут надо понимать, что регрессия - это не «возврат в прошлое», не жизнь в прошлом, хотя феноменологически и может выглядеть так, но это упрощение поведение, «возврат» к реализации преимущественно «простых» и понятных форм поведения.

Краткосрочная регрессия в детском возрасте может являться нормой развития. Например, ребенок у которого появился младший брат или сестра, пытаясь вернуть внимание родителей, может сам начать вести себя как младенец: просить покачать его, использовать детскую речь, плакать и прибегать к истерикам и тд. Однако такое поведение является не постоянным, а лишь эпизодическим, а также корректируемым.

Долгосрочная или полная регрессия может сформироваться на основе серьезной психологической травмы:
«когда человек, столкнувшись с непреодолимыми по его восприятию жизненными обстоятельствами, в качестве защитного механизма возвращается в детское состояние». Это помогает человеку "выжить" в тех условиях, в которых он оказался: снять напряжение, снизить уровень тревоги от осознания происходящего, чувствовать большую безопасность. Однако детская модель поведения приводит к проблемам с адаптацией. Регрессия также может быть симтомом различных психических состояний например, ПТСР, ПРЛ, депрессивное расстройство, шизофрения и тд.

Может ли у Губа быть долгосрочная регрессия?

Мы знаем, что Губ пережил травму, которая задала траекторию всей его жизни: пропущенный мяч из-за того, что он уснул прямо во время игры, а в следствии был избит его "товарищами" по команде.

-12

Губ не смог отойти от произошедшего, и рядом не оказалось никого, кто бы помог ему осмыслить и проработать эту травму, поэтому сначала он стал агрессивным, затем полностью закрылся от мира и погрузился в себя. В результате все, что у него осталось - это сожаления и обида на того, кто послужил катализатором его несчастий, то есть Льюиса.

-13

Интересный момент, который я не замечала в детстве, это то, как Губ искажает свою реальность:
"По какой-то причине, никто не хотел меня усыновлять" говорит Котелок, а нам показывают, как он кричит и агрессивно забирается на стол перед потенциальными опекунами.

-14

"Меня все ненавидели" - а нам показывают, как ребята в школе пытаются с ним говорить и приглашают его в гости. В детстве мне казалось, что они издеваются над ним, но при повторном просмотре, я заметила, что тон их дружелюбен, они пытаются поладить с Губом.

-15

Одним из симптомов регрессии является одевание в детскую одежду, и нам в мультфильме при раскрытии истинной личности Губа показывают, что он до сих пор носит свою детскую одежду со времен его "нормальной" жизни в дет доме. Он просто не может двигаться дальше, он застрял в своей детском состоянии, как психологически, так и внешне.

-16

По всем этим признакам можно сделать предположение, что Губ находится в состоянии долгосрочной регрессии из-за невозможности им осмыслить и пережить детскую травму. И чтобы не столкнуться с реальностью своего положения и начать двигаться дальше, он защищается своим детским поведением.

В финале мультфильма нам намекают, что Губ изменился. Ему все таки пришлось столкнуться с реальностью и с предательством. И несмотря на то, что Губу из настоящего удалось избежать травм, а в связи с этим избежать и трагического будущего, для Котелка из будущего - будущее не кажется радужным. Да, он отпускает обиду на Льюиса. Но возникает вопрос: что дальше? Ведь теперь у него нет цели, у него нет смысла жизни, ему придется все начать заново и учиться приспосабливаться в мире, о котором он по факту ничего не знает.

Но насколько у него это получится?

-17


Список литературы:
1.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
2.
Стадии интеллектуального развития ребёнка по Ж. Пиаже
3.
Регрессия как этап развитии
4.
Регрессия: значение и виды регрессии в психологии