"В Гости к Робинсонам" невероятно уютный диснеевский анимационный фильм 2007 года про приключение в будущее мальчика-гения, который на самом деле всем сердцем стремится в прошлое, и про "злодея" из будущего, который пытается изменить настоящее, чтобы разрушить будущее первого. Те, кто смотрел этот фильм, наверняка помнят мужчину в шляпе - главного антагониста, и тот факт, что было в нем что-то "странное". В детстве я смеялась над его странностью и нелепостью и мне казалось, что его сделали таким как раз для того, чтобы вызывать смех у детей. Однако когда я пересматривала этот мульфильм уже во взрослом возрасте, мои чувства сменились на жалость, сочувствие, но и так же вопрос: что же "не так" с этим героем, почему он себя "так" ведет. В этой статье я хочу предложить свою гипотезу о том, что же произошло в этим персонажем.
Дисклеймер: сразу хочу сказать, что психологический портрет главного антагониста будет сравниваться с нормой психологического развития / состояния, что не делает его "ненормальным", скорее отличающимся от нормы, и не несет в себе негативную оценку.
Для начала давайте определим, по каким признакам мы судим, что в поведении / повадках Котелка что-то "не то":
1. Его внешность
Первое что бросается в глаза, это то, как он в целом выглядит: он довольно худой, у него очень тонкие ноги, которые как бы ломаются под его весом, он сгорблен. По его конституции можно судить, что он живет тяжелую жизнь, возможно недоедает, точно не ухаживает за собой. В целом, он выглядит намного старше своего возраста (который мы узнаем в конце фильма).
2. Его движения
Второе вытекает из первого: двигается Котелок не скоординировано, часто "нелепо", карикатурно.
3. Его образование
Когда мы начинаем больше знакомиться с персонажем, понимаем, что он очень плохо читает, на уровне ученика начальной школы - по слогам. Он также плохо пишет, часто путая направление букв (буквы у и e). Можно предположить, что он недополучил качественного школьного образования. В сцене в бизнес центре, ему также трудно сразу сказать время по механическим часам.
4. Его когнитивные способности
Котелку тяжело совершать простые (для взрослого возраста) мыслительные операции, например суммировать информацию, делать выводы, продумывать планы и уметь предвидеть возможные последствия его решений.
5. Его "детские" интересы, идеи и шутки
В целом, если проанализировать интересы, идеи и шутки Котелка, мы поймем, что большинство из них похожи на мысли ребёнка: "я отомщу главному герою, кинув в его дом тухлым яйцом", "я притащу динозавра из прошлого, чтобы он напал на него", "я люблю единорогов" (нет ничего такого, чтобы любить единорогов, но в сумме это создаёт образ ребенка во взрослом теле).
Таить обиду так долго и так одержимо тоже может говорить о некой детскости.
В последнем пункте сокрыт ответ на вопрос в заголовке статьи.
Мы могли бы предположить, что это врожденная особенность Котелка.
Но это версия отпадает, когда нам показывают его детство и раскрывают его настоящую личность, которой оказывается Губ - сосед Льюиса по комнате. У Губа не было видимых "отклонений" от нормы в детстве, он соответствовал норме своего развития, был смышлёным и даже выдавал саркастичные шутки, что считается высоким уровнем юмора.
Тогда возможно, что это просто инфантильность? Когда взрослый человек ведет себе безответственно, не задумываясь о других или о последствиях, о будущем. Однако при инфантильности не было бы других особенностей. Котелок был бы частично адаптирован в обществе, возможно даже имел работу, друзей, но параллельно мечтал бы отомстить. В фильме же в его жизни нет ничего больше, чем эта месть. При инфантильности не было бы и проблем с когнитивный мышлением Губа.
По Ж. Пиаже ребенок развиваясь проходит несколько стадий формирования интеллекта [1; 2]. Последней стадией является стадия формально-логических операций в подростковом возрасте. У подростка формируются умения мыслить абстрактно и гипотетически, появляется способность к рефлексии. У Котелка же способность к рефлексии и анализу собственного поведения не проявляется в течении фильма, мало того, мы наблюдаем, как он сознательно отказывается рефлексировать. Например, в сцене, в которой он проговаривает вслух: "Что же я выберу?Взять ответственность за свою жизнь или свалить ее на тебя? «Свалить на тебя» побеждает с разгромным счетом!". Однако скорее это только означает, что подсознательно он все понимает, но его психологическая защита слишком сильная, чтобы начать действовать по-другому.
По некоторым признакам, можно судить, что Губ находится на дооперационной стадии мышления (Ж.Пиаже), характерной для детей до 7-8 лет. Именно на данной стадии проявляется одна яркая особенность детского мышления - Эгоцентризм. Ребенок не в состоянии понимать и принимать разные мнения, он не может встать на позицию другого и воспринимает мир только с собственной точки зрения. Похоже на позицию Котелка, не так ли? Данной стадии также соответствует и его неумение логически мыслить при решении различных задач, например, при поимка Льюиса и его невозможность продумывать план до конца.
Есть одна гипотеза, которая может ответить на большинство вопросов относительно такого поведение Губа. Губ находится в состоянии долгосрочного регресса. Регресс - это «примитивизация поведения, понижение уровня его организации, возвращение на более ранние стадии развития, к более ранним поведенческим моделям, возвращение в детство» [3; 4]. Тут надо понимать, что регрессия - это не «возврат в прошлое», не жизнь в прошлом, хотя феноменологически и может выглядеть так, но это упрощение поведение, «возврат» к реализации преимущественно «простых» и понятных форм поведения.
Краткосрочная регрессия в детском возрасте может являться нормой развития. Например, ребенок у которого появился младший брат или сестра, пытаясь вернуть внимание родителей, может сам начать вести себя как младенец: просить покачать его, использовать детскую речь, плакать и прибегать к истерикам и тд. Однако такое поведение является не постоянным, а лишь эпизодическим, а также корректируемым.
Долгосрочная или полная регрессия может сформироваться на основе серьезной психологической травмы: «когда человек, столкнувшись с непреодолимыми по его восприятию жизненными обстоятельствами, в качестве защитного механизма возвращается в детское состояние». Это помогает человеку "выжить" в тех условиях, в которых он оказался: снять напряжение, снизить уровень тревоги от осознания происходящего, чувствовать большую безопасность. Однако детская модель поведения приводит к проблемам с адаптацией. Регрессия также может быть симтомом различных психических состояний например, ПТСР, ПРЛ, депрессивное расстройство, шизофрения и тд.
Может ли у Губа быть долгосрочная регрессия?
Мы знаем, что Губ пережил травму, которая задала траекторию всей его жизни: пропущенный мяч из-за того, что он уснул прямо во время игры, а в следствии был избит его "товарищами" по команде.
Губ не смог отойти от произошедшего, и рядом не оказалось никого, кто бы помог ему осмыслить и проработать эту травму, поэтому сначала он стал агрессивным, затем полностью закрылся от мира и погрузился в себя. В результате все, что у него осталось - это сожаления и обида на того, кто послужил катализатором его несчастий, то есть Льюиса.
Интересный момент, который я не замечала в детстве, это то, как Губ искажает свою реальность:
"По какой-то причине, никто не хотел меня усыновлять" говорит Котелок, а нам показывают, как он кричит и агрессивно забирается на стол перед потенциальными опекунами.
"Меня все ненавидели" - а нам показывают, как ребята в школе пытаются с ним говорить и приглашают его в гости. В детстве мне казалось, что они издеваются над ним, но при повторном просмотре, я заметила, что тон их дружелюбен, они пытаются поладить с Губом.
Одним из симптомов регрессии является одевание в детскую одежду, и нам в мультфильме при раскрытии истинной личности Губа показывают, что он до сих пор носит свою детскую одежду со времен его "нормальной" жизни в дет доме. Он просто не может двигаться дальше, он застрял в своей детском состоянии, как психологически, так и внешне.
По всем этим признакам можно сделать предположение, что Губ находится в состоянии долгосрочной регрессии из-за невозможности им осмыслить и пережить детскую травму. И чтобы не столкнуться с реальностью своего положения и начать двигаться дальше, он защищается своим детским поведением.
В финале мультфильма нам намекают, что Губ изменился. Ему все таки пришлось столкнуться с реальностью и с предательством. И несмотря на то, что Губу из настоящего удалось избежать травм, а в связи с этим избежать и трагического будущего, для Котелка из будущего - будущее не кажется радужным. Да, он отпускает обиду на Льюиса. Но возникает вопрос: что дальше? Ведь теперь у него нет цели, у него нет смысла жизни, ему придется все начать заново и учиться приспосабливаться в мире, о котором он по факту ничего не знает.
Но насколько у него это получится?
Список литературы:
1. 4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
2. Стадии интеллектуального развития ребёнка по Ж. Пиаже
3. Регрессия как этап развитии
4. Регрессия: значение и виды регрессии в психологии