Найти тему

Чтение в начальной школе. Бажов нам нужен!?

Сегодняшняя статья – продолжение разговора с одним из авторов канала на Дзен. Сразу оговорюсь, что автор мне симпатичен, несмотря на наши разные взгляды на произведения, которые включены для изучения в школьную программу.

Он редкий папа, то есть тот, кто вникает, что читает его сын. Судя по стилю и языку его статьи – читающий папа. Зачем я о нем так много рассказываю? Поясняю, для кого пишу эту статью.

Она не для тех, кто считает, что его обязанность отдать ребенка в школу, а школа должна его всему научить. Иначе, зачем учителя в школе нужны и за что зарплату получают. Тем я предлагаю просто отдать ребенка в интернат и на выходе получить взрослого человека, который вряд ли будет вам родным человеком по взглядам.

Система обучения в школе поточная, то есть она не на вашего ребенка рассчитана, а на среднестатистического школьника определенного возраста. Все индивидуальное, вами любимое, для самостоятельного прочтения.

Кто-то из детей, пришедших в класс, хорошо читает, а кто-то нет. И эта проблема.

Всех хороших писателей в школьную программу не возьмешь, приходится выбирать. И этот выбор кому-то нравится, а кому-то нет. Это тоже проблема.

Разговор у нас с папой шел о программе начальной школы. На мой взгляд, она выглядит сбалансированной. Ее структуру понять можно. Что не скажешь о программе средней школы. Еще менее привлекательна программа старших классов. Так что, папа, держитесь.

Задач урока литературы в начальной школе очень много.

· Сформировать навык чтения, навык выразительного чтения. Поэтому и включены в программу произведения, которые знакомы ребенку с раннего детства. Не сетуйте: знакомый текст легче читать. Для примера, почитайте незнакомый вам церковнославянский текст. Буквы знакомы. Уверена, будете спотыкаться чуть ли не на каждом слове. А знакомый нараспев прочтете. А учителю еще время для работы с текстом оставить нужно: разбить на части, озаглавить части, выделить главное и т.д. Это в будущем поможет быстро ориентироваться в объемных текстах, выделять главное, находить основную мысль. Это задание, увы, самое сложное для наших детей при сдаче ЕГЗ.

· Короткие фольклорные формы, стихи – замечательный материал для работы над словом. Антонимы, синонимы … Помните? А как без них: пополняют и обогащают словарный запас . Поэтому выбрасывать потешки, загадки, пословицы из программы начальной школы не стоит.

· Развитие образного мышления. Вновь сказки. Народные и литературные. Надо еще отличие их показать. Поговорить о героях, о поступках, о добре и зле… Обычно учителя к уроку и красочные иллюстрации к сказке подготавливают. А это кладезь для развития речи: и сам сочиняй, и пересказывай, и героев описывай. Не заговорят ваши дети в начальной школе, тогда и в старших классах не надо ждать от них рассуждений и развернутых сочинений от себя. Проверено опытом. Пересказать текст могут, а оформить свою мысль нет.

· Воспитательная. Всего два предмета в школе душу наших детей развивают: литература и история. На каждый возраст подбирают темы, интересные для детей: о животных, о детстве и т.д. В каждый такой раздел пытаются вставить по одному – два произведения разных лет: Толстой – Тургенев – Чехов – Пришвин - Паустовский - Гайдар – Драгунский (3 класс). Культурные пласты разных времен. На мой взгляд, правильно. В любой семье хранят фотографии, вещи, воспоминания о своих предках. Дети должны знать свои корни. Я, например, все свои рассказы – воспоминания пишу для своих внуков. Так же и в литературе, и в истории.

Почему нет современников?

Дело не в престарелых тетках, которые сидят в министерстве и злорадно вычеркивают из списков новеньких. И даже не в том, что мстят они нашим детям: мы читали, и вы читайте. Такое мнение я вычитала в ваших статьях и комментариях.

Первая причина проста: деньги. Надо выкупить авторские права. Вторая причина: не прошли они пока проверку временем. Выкупишь права, а произведение через год – два не актуальным будет. Других причин я не вижу.

Задачи можно еще перечислять и перечислять. Не буду утомлять вас. Просто помните: подбор произведений идет не только по принципу интересно/неинтересно, но и учитываются задачи, которые решает учитель на уроке. Школа может по своему усмотрению корректировать этот список, но эпоха на эпоху, жанр на жанр.

Именно поэтому, уважаемый оппонент, в программу не включают детективы. Не решают они ни одной из этих задач.

Мой собеседник против сказов Бажова в школьной программе 3 класса.

Трудный язык. Согласна, язык не простой, заковыристый. Я люблю уроки с таким материалом. Мне нравится вместе с детьми поиграть со словом, повертеть его, покопаться… «Даренка» - Богом родителям подарена, судьбой одинокому старику дарована. Не каждый из нас в слова вслушивается и вдумывается. Не будем этого делать, исчезнут эти слова. И так уже многое ушло безвозвратно. С чем останемся? С бытовым языком? Или у других заимствовать будем? Нам эти предания ради сохранения нашего языка хранить надо. Слова оттуда брать и «проветривать».

Сюжеты и у «Серебряного копытца» и «Голубой змейки» христианские. Чудо Господь являет только светлым душам, чистым. И о дружбе поговорить можно, и о преданности, и об обидах, и о поступках наших необдуманных, которые боль другому причинить могут, и о жадности, и о богатстве… Надо ли лишать наших детей таких произведений, которые вкус к настоящей литературе прививают, стиль и язык приучают чувствовать. Будет все это у наших детей, можно быть за них спокойными. Не будут они в числе тех тысяч, которые читают статьи об огурцах, которые сегодня на рынке купили, а потом пришли, засолили вместе с помидорами, которые дочка прислала. И не будут ставить лайки роликам, где пять минут из сумки продукты достают из супермаркета. Вам это как, нормально?! Мне нет. Но об этом в следующей статье.

Подписывайтесь на мой канал и читайте с удовольствием.

#урок чтения, чтение в начальной школе, школьная программа, сказы Бажова в школе, задачи урока чтения