Найти тему
Тёмная Эстетика

Star Trek: The Next Generation, сезоны 5-6 - пик формы

Выход пятого сезона омрачился смертью создателя франшизы, Gene Roddenberry, этот сезон стал первым посмертным Star Trek'ом по отношению к своему создателю (если быть точнее, то он умер между выходами пятым и шестым эпизодов). В прочем, не стоит думать будто пятый сезон стал первым где Gene Roddenberry был не при делах – он активно руководил первыми двумя сезонами, но вот третий и четвёртый уже снимались с минимальным участием с его стороны.

Обзор сериала Star Trek: Picard

Star Trek: The Next Generation, обзор сезонов 1-2

Star Trek: The Next Generation, обзор сезонов 3-4

Пятый сезон (1991-1992)

На мой взгляд, пятый сезон сделал большой шаг вперёд в плане планки качества среднячковых и не особо удачных эпизодов – даже они смотрятся достаточно неплохо, я бы даже сказал почти что хорошо, что вряд ли можно сказать про большинство проходняка из предыдущих четырёх сезонов. Я бы даже сказал, что впервые за этот сериал мне более менее понравился весь сезон целиком, а не как отдельные вырванные из общего потока серии. Ну, почти: некоторые серии были мимо, но таких всё же было мало, остальные менее удачные экземпляры были весьма приемлимы. Приятным сюрпризом стало то, что на этот раз не пришлось ждать до границы сезонов чтобы получить сдвоенный эпизод, но, с другой стороны, оно немного омрачилось тем, что если до этого двойные эпизоды на границе сезонов отличались повышенным качеством, то на этот раз концовка пятого сезона оказалась на удивление очень так себе. Но, учитывая что взамен мы получили вторую часть Redemption и обе части Unification, я считаю это вполне себе компенсировано не самую удачную концовку сезона.

1, Redemption, Part II. Вторая часть вышла определённо намного лучше первой. Клингоны воют между собой, в то время как люди взяли на себя отвлечение внимания ромулан. Единственная моя претензия заключается в том, что они сделали эпизод Yesterday's Enterprise из третьего сезона частью сюжетной линии о войне клингонов и соединили его с Redemption и, как по мне, Yesterday's Enterprise был ужасен и полной бессмыслицей. А так, Redemption явно был нацелен стать вторым эпичным событием сериала, наравне с The Best of Both Worlds, но всё же недотягивает. В прочем, это всё равно была весьма удачная двойка серий, и пускай Redemption уступает The Best of Both Worlds, но оно уж точно безгранично лучше Encounter at Farpoint из первого сезона – двойной эпизод с которого стартовал сериал. А вообще, я бы сказал, что этому сериалу явно не помешало бы больше контента как вторая часть Redemption.

-2

2, Darmok. Эпизод который балансирует на грани тотальнейшего фейла и удачной, революционной идеи. По началу оно смотрится особо тяжело: слишком много бессмысленной тарабарщины и слишком мало чего либо ещё, но со временем капитан корабля догадался, что они столкнулись с расой инопланетян которые обладают крайне необычной формой коммуникации – они никогда не говорят "напрямую", они разговаривают исключительно метафорами, с отсылкой на собственные легенды. В некотором смысле, оно как будто бы если бы люди умели общаться исключительно посредством мемов и ассоциаций с ними. Речь получается крайне образной, исключительно в духе фраз "как кто-то тогда-то" или же просто образные метафоры. Конечно же, с точки зрения логики это полнейший абсурд что инопланетяне с подобным образом мышления не просто смогли чего либо добиться, а быть может даже немного превзошли людей технологически, и слушать эти разговоры – конкретно ездит по мозгам, но надо всё же признать, что идея – весьма уникальная и интересная.

3, Ensign Ro. В этом эпизоде много всяких тёмных политических игр и обсуждений ужасов войны, а так же развивается тема возможной угрозы от кардассианцев – ещё одной кровожадной инопланетной расы которые впервые появились в серии The Wounded из четвёртого сезона. В целом, далеко не самый типичный эпизод для Звёздного Пути, оно скорее напоминает Игру Престолов... только лучше, конечно же. Пока что начало сезона идёт на удивление удачно.

Данный эпизод добавил нового второстепенного персонажа которая будет изредка вновь появляться, серия как раз таки называется её именем.
Данный эпизод добавил нового второстепенного персонажа которая будет изредка вновь появляться, серия как раз таки называется её именем.

7, Unification, Part I. Похоже, что успех Redemption не заставил себя долго ждать: вновь двойные эпизоды, причем это продолжение той же сюжетной линии, в некоторой степени. На этот раз центральной темой является взаимоотношение ромулан с вулканцами, наиболее уважаемой расой в Федерации. Первая часть Unification так же связана с серией Sarek из третьего сезона. Весьма интересный и хорошо прописанный эпизод, военное шпионство.

Капитан Пикард и лейтенант Data загримированы под ромулан.
Капитан Пикард и лейтенант Data загримированы под ромулан.

8, Unification, Part II. Вторая часть главным образом сияет благодаря гостевому присутствию вулканца по имени Spock – одного из протагонистов оригинального сериала 60-ых. В отличии от предыдущих двойных эпизодов, на этот раз вторая часть меня всё же впечатлила меньше чем первая (наверное из-за примитивного злодейства ромулан), но всё равно – это очередная отличная дилогия. И радует, что не пришлось вновь ждать до границы между сезонами.

-5

12, Violations. Один из тех эпизодов которые обладают интересной (и весьма оригинальной) идеей, но посредственно реализованы, из-за чего оно как бы балансирует на грани удачной находки и провальности. Экипаж корабля посетила семья инопланетян которые в состоянии поднимать из глубин памяти забытые воспоминания. Их работа состоит из добросовестного использования этого навыка, но один из них в тайне использует эту способность во вред, чтобы поднимать неприятные воспоминания и отправлять свои жертвы в непродолжительную кому. Серия построена по принципу когда зритель сразу знает кто является истинным злодеем, но, на удивление, не смотря на это оно всё равно держит в напряжении. Ну и за пять сезонов это только второй раз когда сериал решил поднять тему садизма, в том или ином обличии. Правда, в этот раз мотив подобного поведения остался нераскрыт, мол просто захотел и всё. Видимо они попытались воссоздать образ серийного маньяка-психопата, только вместо стереотипного ножа – телепатия.

13, The Masterpiece Society. Это определённо далеко не первая серия в этом сериале об 'идеальных' обществах, как и далеко не первая серия о тех, кто желает оставаться в строгой изоляции, но это первый раз когда центральным концептом является евгеника. В целом, это самый положительный и светлый взгляд на евгенику который я видел в научной фантастике, но идеи – вполне себе стандартные для подобных сюжетов, типа "неидеальные люди тоже люди" и "положительный вклад неидеальных людей", а так же "закрытое общество vs открытое общество" и "права человека". Однако, реализовано оно на удивление очень хорошо (наверное не в последнюю очередь поскольку здесь нет типичного для таких идей антиутопичного грузняка), крайне крепкий эпизод.

-6

14, Conundrum. Одна из тех серий, где про манипуляции разумом, на этот раз – массовая, полная амнезия у всего экипажа космического корабля. Помимо того, что никто не знает кто они такие, главным мотивом этой серии является попытка втянуть протагонистов в несуществующую войну, а так же наличие саботажника, самозванца среди своих. Не уверен насколько умышлено или неумышленно, но мне кажется, что в скорее серьёзную идею закралась некая доля стёбности, в результате чего оно смотрится несколько двояко... как будто оно предназначалось как скорее триллер, а получилось как недостёб... или наоборот, стёбный недотриллер. В любом случае, под каким углом на этот эпизод не смотреть, это достаточно прикольная серия.

15, Power Play. Бессмысленная, но необычно боевичковая и адреналиновая серия для этого сериала. Трое членов экипажа стали одержимы неизвестной инопланетной силой и теперь пытаются установить контроль над космическим кораблём. Несколько напоминает фильмы в духе Крепких Орешков.

18, Cause and Effect. Ещё одна серия где идея явно сильнее реализации. Космический корабль терпит крушение вновь и вновь, застряв во временной петле, однако в каждую следующую петлю закрадываются какие-то минимальные воспоминания, типа как дежавю. Однозначно, эта серия бесконечно далека от лучших фильмах о застревании во времени, но оно по крайней мере весьма неплохо. К тому же, концовка несколько не в тему и скорее портит идею лишней деталью которая не получает никакого объяснения и уходит в никуда.

19, The First Duty. Один из судебных эпизодов. Студенты авиации облажались на тренировочном полёте, в результате чего один из них погиб. Чтобы не быть отчисленными, выжившим приходится давать ложные показания, но правда всё равно всплыла наружу. Как судебная история оно конечно весьма так себе, но в то же самое время это неплохая история о том как отличники могут зазнаться и стать излишне самоуверенными, достаточно убедительно раскрывает обе стороны дилеммы. Но вообще, весьма неоднозначная серия, я бы даже сказал несколько спорная. Однако, порадовало то, что в этой истории нет однозначных антагонистов, многое упирается в личное мнение зрителя и в то, с какого угла смотреть.

23, I, Borg. Учитывая, что предыдущая серия про боргов была в самом начале четвёртого сезона, а это уже почти конец пятого, то оно почти что как будто два сезона перерыв (хотя фактически это конечно же не так: начиная со второго сезона у нас ровно одна серия про боргов за сезон). Эта серия радикально отличается от всех остальных появлений боргов что я припомню, поскольку здесь всего один единственный борг который вначале в роли пациента, затем – заложника которого надеются использовать для уничтожения всей расы. Никакого мрачняка или экшена, но зато достаточно много этических вопросов, немного юмора, а так же неожиданная глубина. Так же, несколько неожиданно что на этот раз наиболее негативным персонажем выглядит сам Пикард – главный добряк и убеждённый идеалист всего этого сериала, интересная рокировка. Вообщем, крайне неожиданный эпизод, но вновь этот сериал на самой высоте там, где присутствует тема боргов. Лучшая серия сезона.

-7

24, The Next Phase. Наверное далеко не из лучших, но весьма странная и экспериментальная серия в духе кто-то умер и как призрак наблюдает за живыми со стороны... только вот никто не умер, это последствие экспериментального двигателя ромулан в результате действия которого можно полностью покинуть материальный мир. Ну и стандартное абсолютное злодейство ромулан вновь скорее тянет всё вниз, как будто мультяшные злодеи, честное слово.

Шестой сезон (1992-1993)

В этом сезоне зритель получает ударную дозу сдвоенных эпизодов, аж 6 штук: вторая часть Time's Arrow, обе части Chain of Command и Birthright, а так же первая часть Descent. Шестой сезон так же ознаменовал начало спинофф-сериала Deep Space Nine, который в итоге стал практически настолько же масштабным и продолжительным как и The Next Generation. Серии Chain of Command и Birthright выступают своего рода рекламой для Deep Space Nine: насколько я поминаю, кардассианцы являются главными антагонистами в Deep Space Nine, так что противостояние им в Chain of Command должно подстегнуть интерес к данной теме, в то время как в Birthright показана та самая станция на которой разворачиваются все события сериала Deep Space Nine. А так, может в этом сезоне не так много серий которые можно назвать прям среди лучших за весь сезон, но количество хороших серий радикально превосходит любой другой сезон – почти что весь сезон получился весьма удачным. Так что я бы сказал, что на шестом сезоне ставка на количество впервые действительно оправдала себя (по крайней мере если не считать слабого старта).

2, Realm of Fear. Не из самых лучших серий и, откровенно говоря, я не особо люблю эпизоды с этим второстепенным персонажем, но это всё же первый который мне более менее понравился. К тому же, здесь эксплуатируется идея "а что если в переходном пространстве во время телепортации может быть что-то живое", пускай и скорее на минимальном уровне. Однако, центральной темой серии является страх конкретного персонажа перед технологией телепортации и является метафорой на людей у которых бывают фобии различного рода транспортных средств. Так что я думаю, что оно в первую очередь для тех, кто боится самолётов или там лифтов, всё в таком духе. К тому же, у эпизода весьма неожиданная концовка, что достаточно большой плюс для немного неоднозначной серии.

5, Schisms. Серия в духе историй о похищении инопланетянами и ощущения эффекта "потерянного времени". Несколько забавно, что Звёздный Путь взялся за такую тему, но всё же. Один из членов экипажа ужасно страдает от ощущения усталости после сна, некоторые другие заметили за собой некоторые странноватые ощущения. На это ещё накладываются непонятные, но и при этом толком незаметные технические проблемы на судне. События развиваются медленно, но в целом это достаточно хорошо прописанный эпизод и определённо из разряда более криповых.

8, A Fistful of Datas. Далеко не фанат серий про то как holodeck программа заглючила и теперь представляет угрозу, но эта серия – определённо далеко не самая плохая. На этот раз, несколько членов экипажа корабля застревают в симуляции мира Дикого Запада и, к тому же, программа со временем заменяет часть npc персонажей которые выглядят как андроид Data, да и остальной космический корабль тоже начинает глючить. Неплохая и типа юморная серия, немного для разряда обстановки и разнообразия, так сказать. Ну и, по очевидным причинам, немного напоминает Westworld.

10, Chain of Command, Part I. Надвигается война с кардассианцами (несколько раз мелькали в предыдущих сезонах, но не более того), меняется капитан корабля (гостевой персонаж), а всем привычный Пикард готовиться к секретной миссии на будущем фронте. Данная серия несколько нетипична для этого шоу поскольку она выполнена в существенно менее позитивных тонах и типа куда ближе к 'суровому реализму'. "Типа" здесь ключевое слово, но всё равно, это определённо хорошая серия и несколько взбудораживает после потока куда более спокойных и менее угрожающих эпизодов.

11, Chain of Command, Part II. Эта серия выделяется тем, что она единственная за весь сериал где присутствует пыточная тематика. А так, на удивление, вторая часть оказалась радикально хуже первой, и, если бы не связь с первой частью, я бы определённо не стал бы выделять эту серию из общего потока, но оно всё же необходимо для завершения начатой истории.

12, Ship in a Bottle. Продолжение серии Elementary, Dear Data из второго сезона, о том как программа holodeck дала сбой и персонаж Мориарти из книги про Шерлок Холмса вдруг обрёл самосознание и понимание своего статуса как выдуманного персонажа из виртуальной реальности. На мой взгляд, это не была особо хорошая серия, но похоже, что многим она понравилась. Возвращаясь к этой серии: Мориарти не доволен тем, что про него якобы забыли и ещё больше не доволен тем, что он не может покинуть комнату в которой происходит holodeck симуляция. Внезапно, Мориарти каким-то образом выходит в реальный мир и спокойно в нём существует, вопреки всем известным законам физики. Экипаж корабля этим сильно озадачен, но что хуже: Мориарти взял контроль над космическим кораблём и хочет чтобы его возлюбленную тоже перенесли из виртуальной реальности в реальный мир. Если бы всё остановилось на этом, то я бы не стал выделять данную серию тоже, но, внезапно, во второй половине выясняется что несколько реальных членов экипажа никогда не покидали holodeck и всё это время Мориарти водил их за нос чтобы они нашли способ как он и его возлюбленная могли бы теперь уже по настоящему покинуть виртуальную реальность. Интересная идея и на удивление крайне удачная концовка плавно превращает средненький эпизод в очень хороший.

13, Aquiel. Весьма неплохая детективная серия о несколько необычной истории убийства. Ситуацию осложняет то, что один из подозреваемых – клингон и Федерация боится испортить отношения с империей клингонов. Внезапно, во второй половине серии оно преобретает совсем иной оттенок и история уже больше начинает походить на заимствование идеи из культового фильма "Нечто" (1982). Развязка неожиданная, но, опять таки, вполне себе в духе "Нечто".

14, Face of the Enemy. Данная серия является косвенным продолжением сдвоенной серии Unification из пятого сезона. Одна из протагонистов против своей воли становиться агентом под прикрытием в ромуланской империи, при чем не кем-то, а якобы местным аналогом представителя гестапо. Отличная и на удивление адреналиновая серия, я бы даже сказал одна их наиболее адреналиновых за весь сериал. И уже вторая серия за этот сезон где её персонаж появляется в несколько нетипичной для себя роли (ранее оно было в эпизоде A Fistful of Datas).

Лейтенант Трой загримирована под ромуланина.
Лейтенант Трой загримирована под ромуланина.

16, Birthright, Part I. Начинается всё с небольшой рекламы Deep Space Nine, после чего резко уходит в иное русло. Клингон по имени Worf узнаёт, что его отец, который умер 25 лет назад в бою, якобы до сих пор жив и является военным заключенным в плену у ромулан. В прочем, по началу эта идея не торопится развиваться и мы даже получаем параллельную сюжетную линию про то как андроид Data впервые увидел сон/видение и пытается разобраться в его значении. В целом, это отличный, интересный эпизод, но конкретно как реклама Deep Space Nine – вообще никак, оно тут как будто упомянуто тупо для галочки и не более того.

Персонаж справа - единственный гость из сериала Deep Space Nine.
Персонаж справа - единственный гость из сериала Deep Space Nine.

17, Birthright, Part II. Вторая часть этого сдвоенного эпизода ставит зрителя перед достаточно неожиданной моральной дилеммой, где с одной стороны колония является своего рода 'тихим островом в бушующем море' и позволяет жить спокойной и мирной жизнью, вне расовой ненависти между клингонами и ромуланами, но с другой стороны – позади этой псевдо-утопии скрывается банальный факт, что как ни крути, но фактически это тюрьма, пускай и достаточно мягкая тюрьма. За спокойствие и безопасность приходится платить свободой и ограниченностью небольшой территорией зоны. Более того, местные молодые клингоны практически ничего не знают о своей культуре. Так что, внезапно, вторая часть имеет мало чего общего с первой, но это тоже отличная серия и с достаточно серьёзным посылом (что, на мой взгляд, делает её лучше первой части). Я бы даже сказал – один из наиболее серьёзных эпизодов за весь сериал.

-10

18, Starship Mine. Неожиданно, экшен серия, причем видимо не без оглядки на "Крепкий Орешек" (1988): капитан корабля в одиночку пытается остановить бандитов которые пытаются обворовать его космический корабль пока там никого нет. На мой взгляд, у этого сериала были и более интересные боевичковые серии, но эта всё равно достаточно хорошая, и учитывая насколько они крайне редкие, то само их существование уже можно считать плюсом – тем более, что Пикард как правило практически никогда не участвует в экшен сценах, в то время как здесь он главное действующее лицо – в таком свете он в данном сериале ещё не фигурировал.

19, Lessons. Очень добрая любовная история с почти что трагичным исходом: благодаря общим музыкальным интересам капитан находит любовь, но его возлюбленная чуть было не погибла во время опасного задания. В прочем, на этом из роман всё равно подходит к концу, так что похоже, что Пикард остаётся один при любом стечении обстоятельств.

20, The Chase. Пикард неожиданно стал участником научного противостояния с далёкими политическими последствиями: с одной стороны, ему частично досталась информация которая в конечном итоге могла бы объяснить многое на счет происхождения разумных форм жизни, с другой – нарисовались конкуренты в лице других рас. Может не самая лучшая, но тем не менее – приключенческая миссия которая даёт ответ на крайне важный вопрос и главный огрех в истории франшизы Звёздного Пути: почему практически все инопланетяне так сильно похожи на людей.

21, Frame of Mind. Психиатрическая страшилка. Кто знаком с данным сериалом, тот наверняка помнит, что изредка мелькает тема театральных постановок. Данный эпизод начинается как раз таки с этого и один из членов экипажа играет роль больного в психиатрической лечебнице на принудительном лечении. Однако похоже, что он излишне вжился в роль и действительно начинает понемногу сходить с ума, пока вдруг окончательно не переносится в психиатрическую лечебницу инопланетян где он якобы уже давний пациент. Более того, пациент он не у каких-то там рандомных инопланетян, а у тех к которым он должен был лететь на важную одиночную миссию в ближайшем будущем. Протагонист периодически переключается между своей 'обыденной реальностью' и 'реальностью в инопланетной лечебнице', иногда они даже наслаиваются друг на друга. В целом, это была определённо хорошая попытка в психологический триллер, где зрителю самому следует разбираться где реальность, а где – нет, как и одна из наименее типичных и наиболее необычных серий для этого сериала. Отдалённо чем-то напомнило "Остров проклятых" 2010 года с Леонардо Ди Каприо, только в намного более простой и бюджетной версии и с сильно разными развязками (кстати, офигенный фильм, было время когда я очень любил его пересматривать). А так, по началу кажется будто ответ слишком уж лёгко лежит на поверхности, но затем карты очень так качественно спутываются. Вообщем, я бы сказал, что это определённо лучший эпизод за данный сезон и из числа наиболее крутых эпизодов за весь сериал. И уж точно самый криповый за весь сериал!

-11

22, Suspicions. Хороший детективный эпизод. Главный врач корабля должна была быть наблюдателем в важном научном эксперименте, но неожиданно оно переросло в возможность лишения врачебной лицензии и трибунала с одной стороны, а с другой – в расследование возможного убийства и саботажа. Хорошо, что это один из тех эпизодов где сериал помнит что это именно научно фантастическая франшиза, а не просто очередной популярный сериал, а так же то, что концовка весьма неожиданная.

23, Rightful Heir. Один из (анти-)религиозных эпизодов, но, в отличии от нескольких других на подобную тематику, этот не выглядит прям очевидно анти, а занимает скорее нейтральную и непредвзятую позицию. В некоторых религиях присутствует мессианская фигура которая обещала однажды вернуться и верующие ожидают его возвращения как главное событие (например, как Иисус в христианстве)... А что если бы подобный пророк действительно вернулся? С подобной ситуацией пришлось столкнуться клингонам. На мой взгляд, этот эпизод во многом сильно похож на Devil's Due из четвёртого сезона, но на этот раз оно преподносится под сильно иным ракурсом. К тому же, на этот раз зрителя ожидает весьма неожиданная развязка, которая выходит за пределы простого ответа об истинной или ложной природе пророка, концовка которая попыталась угодить обоим лагерям.

24, Second Chances. Второй эпизод подряд про клонирование, однако. На этот раз один из протагонистов 8 лет назад успешно выполнил спасательную миссию... но чего он не знал, так это то, что пока он успешно покинул злосчастную планету, образовался клон который остался там в полном одиночестве и прожил так 8 лет, на заброшенной базе ненаселённой планеты. Определённо психологический эпизод: взять сильно успешного в жизни человека и показать ему как он мог бы прожить жизнь неудачником, и наоборот – как неудачник наблюдает как он же при слегка иных обстоятельствах он так много чего смог добиться. Да и даже если забыть про вопрос успеха, встреча с двойником который прожил 8 лет радикально иной жизнью это совсем нелёгкая ситуация для кого угодно. Другой психологический вопрос который тут раскрывается это последствия длительной изоляции и некоторые трудности реинтеграции в общество. Из числа наиболее сильных эпизодов сезона, я бы сказал, наверное даже лучший после Frame of Mind (и оба они про одного и того же персонажа, кстати).

-12

26, Descent, Part I. Традиционный единственный эпизод про боргов за сезон. Сдвоенный эпизод Descent является продолжением серии I, Borg из пятого сезона: помните того самого единственного борга который обрёл индивидуальность? Так вот, похоже, что он создал свою новую коалицию боргов, которые радикально изменились в поведении и теперь скорее нацелены на банальное уничтожение других, вместо ассимиляции. Тем временем, андроид Data минимально приблизился к познанию эмоций и его первая тенденция, внезапно, оказалась в сторону кровожадной психопатии. Надо признать, что данная серия развивается весьма неожиданным образом, но в конечном итоге, как и в большинстве сдвоенных сериях, первая является скорее вступлением и основной вердикт во многом зависит от того что будет дальше. Но надо отдать должное: каждый раз сценаристы стараются подойти к вопросу боргов с радикально другой стороны, избегая самоповтора.

-13

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц