Найти тему

Протодиакон Константин Маркович о триадологии бл. Августина

Не так много православных богословов, которые бы силились оправдать триадологические взгляды блаженного Августина. Однако, и такие, редко, но встречаются. Давайте послушаем уважаемого протодиакона Константина Марковича, кандидата богословия, доцента кафедры церковно-практических дисциплин СПДа, который попытался защитить честь святого. Давайте посмотрим насколько удалось ему это?

«Часто в православной богословской литературе учение блаженного Августина называют предпосылкой появлению Filioque. С чем, по крайней мере, я, категорически не согласен. Формально у него эта фраза звучит "От Отца и Сына исходящего", но, по сути дела, его учение никак нельзя считать предпосылкой, потому что он строго стоит на принципах монархии [Отца]: совершенно строго, совершенно определенно, (и) совершенно четко. [..] Но, с другой стороны, Августин - это тот отец, который во многом сформировал латинскую богословскую традицию. [..] Вот, что говорит Августин: "Сын рожден от Отца, и Дух Святой исходит от Отца первоначально (principaliter)".[1]. Латинское слово "principaliter" может переводится как "преимущественно", и как "первоначально". Я считаю, что, в данном случае, (необходимо) переводить "первоначально"[...] . "А так как Отец без какого-либо промежутка времени дает тоже самое Сыну, то Дух совместно исходит от Обоих. Не напрасно именуется в Троице Богом и Отцом Тот, от Кого рождено Слово и от Кого первоначально исходит Святой Дух. Я нарочно добавил "первоначально" (principaliter), - пишет Августин, - ибо обнаруживается, что Дух Святой исходит и от Сына (et Filio), и это дал Ему Отец, как и все то, что Он дал единородному Слову, рождая Его." Здесь формально звучит эта фраза "исходит от Отца и Сына", но если мы понимаем, что исхождение Духа - это исхождение от Отца, условно говоря, из обиталища неприступности и непостижимости, из трансцендентального мира в наш космос [в наш тварный мир]... Поскольку Дух Святой почивает в Сыне.. [..] А если мы откроем точное изложение православной веры, то об исхождении Иоанн Дамаскин говорит о том, что Дух Святой исходит от Отца и почивает в Сыне.[2] [..] А здесь уже Августин говорит о том, что Дух первоначально исходит от Отца, и дается как дар Сыну, и уже через Сына исходит в наш космос [..]. И поскольку в космос Он исходит, мы [как бы] можем сказать [в данном случае], что Он исходит от Отца и Сына. Но, дело в том, я хочу подчеркнуть, нам (как) людям, живущим в XXI веке, эта фраза режет слух. Необходимо понимать одну вещь, блаженный Августин жил в то время, когда еще, собственно, Никео-Цареградский символ веры вряд ли был известен. И вряд ли, он на самом деле, о нем знал. Августин не мог себе представить, что будет какая-то новая контроверсия и какие-то фразы, которые он сказал и они будут звучать как-то настораживающе и спорно. Современные римо-католические богословы, часть православных, говорят о том, что вот: посмотрите (Августин) же говорит "от Отца и Сына исходит", значит он создал предпосылки. Но он не мог представить, что такое будет, что его слова будут (так) истолкованы, (ведь) по смыслу Августин говорит практически тоже самое, что Кирилл Александрийский [и Иоанн Дамаскин]. "Теперь как я считаю, - дальше я цитирую Августина, - уже достаточно показано, что Сын есть не меньший, потому что он послан Отцом, и что Святой Дух также есть не меньший, потому что Он посылается Отцом и Сыном." То есть Августин настаивает на том, что началом бытия является Отец, principaliter, берет свое начало от Отца, но "почивая" на Сыне, посылается и Сыном тоже в наш тварный мир, тварный космос. Так звучит богословская схема блаженного Августина.»

Примечания:
[1] De Trinit. XV 17.29. Ср. Ibid. XV 26.45
[2] I кн. Точн. излож. прав. веры (И. Дамаскин)

Источник:
Библейский Клуб Николо-Богоявленского Собора. Протодиакон Константин Маркович. Лекция «О Filioque. Понимание догмата об исхождении Св. Духа в Православной Церкви и западных исповеданиях.» Видео
https://www.youtube.com/watch?v=gmHQGkI1FX4&ab_channel=%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE-%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
Комментарий приводится с некоторыми сокращениями, в квадратных скобках вставлены поясняющие примечания редактора.

-2

Друзья, а что вы думаете по данному вопросу?