Сразу бы хотел уточнить, что до царя Алексея Михайловича, не было единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан в 1668 по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит Крест. Таким образом, этот флаг указывает на миссию России во вселенной, как на последнего носителя истинной веры — Православия. С VIII по XV вв. были распространены стяги и знамёна.
Стяг — древнерусское название воинского знамени.
Стяг «объединял» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг него в боевом порядке строились войска.
По нему судили о ходе битвы. Также его падение говорило о бедственном положении войска.
Позднее на стягах начали крепить большие куски тканей яркого цвета в форме клина. На верхний конец устанавливали металлический острожок. На ткани нашивалось изображение Животворящего креста, под острожок подвязывалась чёлка, окрашенная яркой краской.
Концы, кроме клиновидной формы, могли иметь два или три хвоста, которые назывались косицы, откосы, клинцы или яловцы.
В течении времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свой стяг.
Стяги этого времени были уже не такими огромными, как в старину и во время сражения следовали за движением полков, кроме того, сохраняя свое прежнее устройство и прежний вид, они строились так, чтобы стяг одного полка или князя, можно было всегда распознать среди стягов других князей.
Во время походов стяг снимали с древка и перевозили в обозе вместе с оружием и доспехами. Княжеская дружина охраняла его. Стяги надевались на древко только перед сражением. В древности, стяг мог быть громадного размера и его установка требовала значительного времени. В летописях иногда встречается выражение «не поставиши стяга», что могло означать «внезапная атака противника». Выражение «поставить стяг» означало объявить войну.
Во время битвы стяг, как правило, устанавливали в центре войска, на возвышенности. Его падение вызывало замешательство в войске, поэтому на охрану устанавливались особые воины — стяговники. Враг, напротив, бросал на стяг основные свои силы. Так происходили самые жаркие схватки. Летописи при описании битвы, следят за ним: косицы стяга «простираются яко облацы» означало успешный ход битвы; поражение описывалось как «стяг подсекоша».
После появления войск, состоявших из полков нескольких удельных княжеств, размеры стягов уменьшились. Охранять их вместо дружинников начали дворяне. Под ними проводились церковные службы, принималась присяга, заключались договоры.
В конце XIV века на русских стягах начали изображать лик Спасителя. Стяги с изображением Спасителя, на современном русском языке называется хоругвью, начали называть знамением.
В XVI веке слова знамение и стяг встречаются одинаково часто. В конце XVI века слово стяг встречается всё реже, а в начале XVII века выходит из употребления.
В XVI веке на хоругвях кроме изображения Спасителя также вышивалось изображение Богородицы и Георгия Победоносца. На белом стяге Великого князя Василия Ивановича был изображён Иисус Навин, останавливающий солнце. (Очень яркий еврейский полководец).