Лекция 1
Шестидесятники.
(Б. Понизовский, Н. Жилина)
Как говорилось во вступлении, неофициальная культура Ленинграда создавалась изначально многочисленным поколением, появившимся после войны, которое принято называть «бэбибумерами», но также в этом участвовали представители поколения появившимися перед войной. И оба эти поколения уникальны и интересны. Но прежде чем перейти к разговору о ее представителях необходимо описать время, в которое они росли и формировались.
Детство и юность «бэбибумеров» совпало с самым многообещающим временем Советского Союза – это оттепель. В это время – открылось метро, начали застраивать районы Купчино и Дачное, в Эрмитаже экспозиции французских экспрессионистов, в БДТ показывают Толстоногова, в кинотеатрах фильм «Человек – Амфибия», Юрий Гагарин полетел в космос.На передовицах всех газет появилась аббревиатура НТР –
научно – техническая революция. Так появляются знаменитые автоматы по продаже газированной воды, фото автоматы, прачечные.
Середина 60 - х Ленинградские бэбибумеры старшеклассники и студенты. Как и всей молодёжи в мире им хочется проводить время вместе,но в то время в городе страшный жилищный кризис, и большинство молодых людей живет с родителями и очень часто в коммунальных квартирах. Именно этот жуткий коммунальный быт гнал бэбибумеров на улицу и на поиски единомышленников. При этом на экранах образ западной молодежи,которая просиживает штаны в уличных кофейнях за чашечкой кофе. И когда в городе открываются первые кафетерии, то для молодежи 60 – х это стало настоящим событием.
Теперь нам нужно обратить внимание на одну известную улицу Ленинграда - это Малая Садовая. В шестидесятые года это очень популярная улица у молодежи Ленинграда. И это естественно ведь рядом находится «Дворец пионеров» с различными кружками и секциями для юношей и девушек, неподалеку университет, Публичная библиотека и Невский проспект, и именно на Садовой улице в кулинарии Елисеевского магазина появился первый кофейный аппарат . И из –за этого Малая Садовая стала значимым местом, ведь здесь стали встречаться молодые поэты и писатели шестидесятых годов.
В сентябре 1964 года открылся кафетерий при ресторане Москва, который в последствии стал легендарным и культовым местом для представителей неофициальной культуры Ленинграда вплоть до своего закрытия в 1991 году и говорим мы сейчас о кафетерии, который получил в народе название «Сайгон».
«Сайгон» середины 60 – х начало 70 – х годов – можно назвать местом ожидания, посетители в нем появляются после 18 часов, когда заканчиваются лекции в университете и сидят до 10 часов вечера. И все ждут, что-то должно произойти интересное в городе, что-то должно измениться в жизни.
В этом же году арестовывают и высылают из города на 5 лет поэта Иосифа Бродского. Для молодых литераторов – это был знак. Что в официальную литературу им путь закрыт. И тогда Сайгон становится для них важной площадкой для самовыражения.
Но надежда еще была жива, что рано или поздно им удастся вырваться из подполья. Весь мир тогда жил молодежной культурой. И это время можно считать уникальным ведь историю, культуру и науку тогда делала молодежь. Оставляя великих старцев далеко позади.
Но 16 августа 1968 года танки стран Варшавского договора вошли в Прагу. И это историческое событие показало всему миру, что попытка совместить юношеский романтизм и реальный социализм провалилась. В СССР тут же начинают завинчивание гаек и наступает эпоха застоя.
Эта эпоха для обычного гражданина представляла собой жизнь, в которой все понятно с самого начала и до самого конца. Это было похоже на определенный коридор: сначала детский сад, затем школа и пионерская организация, выпускной вечер, армия или высшее учебное заведение, потом распределение, дальше инженер, потом старший инженер, затем пенсия. Два раза в жизни можно было съездить в санаторий, один максимум два раза в Крым, а затем похороны за государственный счет и свернуть с этой дороги было невозможно. И данное положение вещей так же начало душить молодую творческую богему Ленинграда. Но все равно они продолжали свое творчество, но в кругу друзей, на квартирах и в подъездах, на Малой Садовой и в Сайгоне окончательно формировался знаменитый Ленинградский андеграунд.
Понизовский Борис Юрьевич.
Вступление.
Первый человек, с которым я хочу вас познакомить – это Борис Понизовский. Он был увлечен теорией театра. являлся режиссером театра «ДаНет». Был известен как скульптор и художник. Когда изучаешь биографию Понизовского, то видишь яркий пример человека, который родился не в свое время, а свой творческий путь начал, когда его идеи не могли оценить по достоинству.
Но именно благодаря ему в последствии появилось такое течение как «театр 21 века», который использовал его идеи, и они имели большой успех.
Так кем же был этот человек «не своего времени»?
Понизовский Борис Юрьевич родился в 1930 году, в интеллигентной Питерской семье. Его отец служащий «стекольного треста», пианист – любитель, коллекционер русских импрессионистов. Мать – домохозяйка, художник – график, училась в академии Пэна, который является учеником Шагала.
Конечно же эстетические интересы родителей определили воспитание мальчика. В 1935 году он был отдан на обучение живописи. В 1938 году – определен в первый класс.
В 1941 году – эвакуирован со школой из Ленинграда.
По возвращению в Ленинград, в 1945 году Борис Понизовский бросает школу и начинает играть в студии актера Андреевского из театра имени Пушкина. Посещает библиотеку и натуральный класс Академии Художеств, мастерские скульпторов Крестовского и Симонова в доме «Союза Художников». Уроки брал за разминание глины, Гипсовую формовку и позирование. Еще влияние на развитие его личности оказали контакты с художниками Рудаковым и Альтеманом. В 1947 году начинает работать на кинокопировальной фабрике контролером пленки. Еще в этом году по ходатательству Дмитрия Шестаковича ему разрешено сидеть на репетициях первого состава филармонического оркестра. Имея постоянную работу, он так же умудрился устроиться учеником печатника в мастерскую Союза Художников.
В 1949 году происходит трагедия, которая кардинально меняет жизнь юноши. Понизовский неудачно спрыгнув с трамвая, попадает под него и лишается обеих ног. На реабилитации он находится до 1951 года. После возвращения впервые женится. У всех складывается впечатление, что Борис Юрьевич не замечает беды, которая с ним произошла. Он продолжает жить полной жизнью, иногда даже шутит, что теперь решена проблема с хлебом насущным, ведь теперь ему положена пенсия по пожизненной инвалидности.
В 1953 году женится второй раз. у него появляются дополнительные заработки по трудовым соглашениям такие как: печать на машинке рукописей из внешнего отдела Публичной библиотеки, копирование чертежей, корректура из технического издательства, редактирование брошюр по овощеводству, соавторство в сценариях на телевиденье, радио, киностудии научно – популярных фильмов, архитектурное макетирование.
В доме всегда полно друзей и знакомых, которые представляют собой самых ярких представителей Ленинградской творческой богемы. Они отмечали: «Когда ты приходишь к Боре и видишь его, то думаешь, мол какой он бедный, у него нет ног! Но ты проводил с ним время, общался на любые темы и даже если это длилось не долго, то уходил ты с осознанием, что бедный ты и на самом деле ног нет у тебя.». Еще этот год стал судьбоносным Понизовский увлекается теорией театра.
Уже в 1956 году – собирает книгу «о семиотике подмостков». Его увлекает семейственность времени, пространства и персонажей. Их взаимомимикрия. (взамимикрия – это сходство между двумя видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов). Появляется и новый источник дохода в виде эскизов общественных интерьеров.
В 1961 году Понизовским начинает интересоваться КГБ, на эти сигналы быстро реагирует супруга и успевает спрятать рукописи у нескольких друзей.
С 1962 – 1970 года являются очень продуктивными в его жизни. В этот период происходят: по инициативе поэта Сапгира и художника Есаяна первая выставка в Москве и продажа эскизов, Понизовский становиться сценаристом и сорежиссёром ведомственной документальной ленты «хозяева моих забот» для Всесоюзной конференции работников коммунального хозяйства при Лен горисполкоме.
В 1969 году – по разрешению директора Эрмитажного театра опробована модель театра- спутника иностранных выставок. На базе этого театра была поставлена комедия де Мюссе «Фантазио». Она была посвящена выставке «Французский романтизм». Роли исполняли дипломники ЛГиТМиК, режиссером по продвижению был И. Димент.
В 1970 – По заказу экспериментальной студии электронной музыки в Москве исполнил режиссерский сценарий цвета- музыкального абстрактного панно для ВДНХ, посвящена 100 лет Ленина. Так же им заинтересовался Любимов.
С 1973 – 1981 года наконец то у него все получилось с театром, но конечно это был необычный театр, а кукольный. Все его идеи яркие, необычные и имеют успех. В этот временной отрезок: постановка по пьесе Шмока «Божественная комедия» в театре кукол во Львове.
В 1975 году Понизовским была создана постановка пространственной музыки А. Кнафеля в Ленинградской Филармонии. В 1977 году повторение данной постановки на фестивале авангардисткой музыки в Таллине
В 1976 году – участник Всесоюзной выставки художников театра кукол на Московском УНИМА (международного союза деятелей театра марионеток).
В этом же году Михаил Хусид, уехавший со своим театром в Курган (южное Зауралье), настаивает на приезде Бориса Понизовского к ним. В театре «Гулливер» Понизовский занимает должность заведующего музыкальной и литературной части. После ухода Хусида ему приходится стать еще и мастером курса актерского отделения музыкального училища. Там им была открыта методика бессловесного спонтанного воспитания актеров театра драмы и кукол. За два с половиной месяца студийного марафона на глазах публики было найдено 273 этюда в работе с предметом. Начались поездки с уроками фантазии в Ленинград и Москву.
В 1977 году – на фестивале театров кукол в Тюмени наряду с постановками М. Хусида была так же представлена постановка Бориса Понизовского оперы С. Баневича «Мальчик и ночь» (16 минутная опера в действии на полтора часа). В этом же году приехав в Ленинград на фестиваль «Ленинградская весна» за одну ночь была проделана работа над чтецким текстом для оркестра и режиссура сюиты А. Кнафеля «Петроградские воробьи». Ранним утром музыковеды отменили режиссуру, чтобы не создавать прецедент. Но даже с оставшимся текстом исполнение имело успех.
В 1980 году на Всесоюзном фестивале внеплановых постановок драматических театров в Звенигороде и в Москве успех имели спектакли по опере С. Боневича «Мальчик и ночь» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, поставленные Б.Понизовским.
В 1981 году уволившись из театра «Гулливер» Понизовский вернулся в Ленинград. Неожиданно так же уволившись из театра к нему приехали его ученики. Понизовский нашел только один выход из сложившейся — ситуации- это создание частной труппы театра. Несмотря на то, что труппа имела возможность выступать не более чем перед 15 зрителями за 1раз, но за два сезона она выступила перед 8161 зрителями.
По просьбе Вячеслава Полунина в 1982 году состоялось выступление перед труппой «Лицедеи». Еще Полунин просил поставить у него спектакль и преподавать в его студии. Но эта просьба не смогла реализоваться из – за третьего высокого этажа, на котором тогда распложалась студия «Лицедеев». В дальнейшем «Частная труппа» Понизовского выступала по приглашениям театров, гастролирующих в Ленинграде.
В 1982 для театра города Выборга он написал музыку для спектакля песен.
С 1983- 1987 режиссёр и актеры «частной труппы» воспитывают на окраине Ленинграда детский театр «Да-да-да».
На основе хозрасчета собрана труппа взрослых актеров под названием «ДаНет». В 1988 году приняты новые художники и актеры. Еще в этом году состоялась презентация театра «ДаНет» в доме дружбы народов. Театр имел успех., после которое он получает приглашение в города Лука и Пьяченца. Но проблемы театра с помещением, в котором бы хранились материалы и реквизит театра, все эти хлопоты о помещении не дали поехать.
В мае 1991 года прошли гастроли в ФРГ: «из театральной тишины на языке фарса» (вариант для 2 актеров), выставка офортов и масок художников театра «ДаНет». Оттуда пришли рецензии об одухотворенной технике и ошеломляющей простотой фантазии с предметами.
В Ленинграде Понизовский продолжает работу репетиции с текстом А. Стриндберга, так же с пьесой японского драматурга Б.Минору. Готовятся эскизы для 8 монологов в стиле моноспектаклей.
Подготавливаются эскизы по тексту повести африканца Тутуолы «Путешествие в город мертвых».
Последняя выставка – продажа Бориса Понизовского проходит в Амстердаме в галереи «Ра». На ней было представлено 12 миниатюр,8 из которых приобретены для выставки в Южной Корее.
С 1989 года продолжалась борьба за принадлежащие театру помещение. И прекращается в 1995 году из –за смерти Понизовского. Умер он 3 июня 1995 года. Во время репетиции он упал с инвалидного кресла и больше не пришел в себя.
Ссылки.
1.Автобиография Б.Понизовского
2. Короткометражный фильм Би-Би-Си о театре «ДаНет»
3. Пятый канал, передача культурный слой. «Театр Б.Понизовского»выпуск от 23 марта 2006г.
Наталья Жилина.
Сейчас мы поговорим о действительно ярком представителе, а точнее представительнице ленинградского андеграунда. Она была и художником с большой буквы, и писателем. Так же свидетелем и участником ленинградской не официальной культуры и искусства от момента их зарождения до времени изучения и музеефикации.
Жилина Наталья Владимировна родилась 25 декабря 1933 года в Петербурге, умерла 26 июня 2005 года. ЕЕ семья являлась потомственной петербургской интеллигенцией.
Сама Наталья Владимировна после окончания школы поступила в Серовское художественное училище и успешно его закончила по специальности художник – график.
Как график она много сотрудничала с издательствами. С начала перестройки проходило множество ее выставок и ее живопись пользовалась большим успехом. Работы ее хранятся у ее детей и у многочисленных коллекционеров,
В основном в Петербурге и в Москве. Как писателю ей удалось опубликовать сборник лирических автобиографичных рассказов
Как и у любой яркой и творческой дамы ее личная жизнь была бурной.
Замужем она была трижды.
Первый муж – известный художник Владимир Шагин. В этом браке появился сын Дмитрий Шагин (ныне известен как основатель художественного движения«Митьки»)
Второй муж был ничем не примечателен, кроме того, что в нем родилась дочь Мария Снигиревская (ныне известный фотограф).
Третий муж – известный фотограф Борис Смелов.
Наталья Жилина была уникальным художником и требовала от искусства вообще и от собственной живописи в частности непрерывного развития.
Написанное ее полностью законченное сегодня с полным основанием воспринималось как удача, но через 2-3 дня ее чем-нибудь уже не устраивало.
Творчество художника она воспринимала как особый путь.
Наталью Жилину все ее современники вспоминают как одну из ключевых фигур петербургского культурного андеграунда, а также как ярким и разносторонним человеком, но все разговоры о ней сводятся к ее живописи и это не удивительно, ведь прежде всего она была художником.
Принято считать, что хороший художник должен за свою жизнь написать большую серию картин в одной и той же, хорошо узнаваемой манере. Но Наталья Жилина не в один из своих творческих периодов не вписывалась и в это убеждение. Каждое следующее полотно у нее отличалось от предыдущего.
Ее картины бешено излучают энергию. При хорошем освещении, взаимодействуя между собой, картины создают столь насыщенное энергетическое пространство и попадаешь в поле высокого напряжения.
Ее полотна поразительно красивы, но это получалось будто бы нечаянно-как каждого истинного художника, абсолютно не занимала внешняя красота картины. Более того, возникало ощущение, что ее холсты не должны быть красивыми, они серьезны, сосредоточены. будто сознают, что у них есть более важная задача, чем просто ублажать праздный взгляд зрителя.
Картины Натальи Жилиной активно затягивали в свое внутреннее пространство и вступать в него было легко, хотя его атмосфера поначалу казалась душноватой. Дело в том, что у Жилиной все предметы, да и сам воздух настаивает на своей весомости и плотности, на своих неотъемлемых качествах вещества. А художнику будто не хватает тяжести, и он где-то дополнительно утяжеляет контур, обводя его темной каемкой.
На некоторых полотнах Натальи контур обрамлен не темной, а многоцветной, радужной каймой. Это понятно в таком светлом по настроению полотне, как «Встреча», художник не может просто положить черный мазок. Но ведь из курса физики мы знаем, что дифракционная каемка представляет собой спектр, только простым взглядом этого увидеть нельзя И такое не случайное совпадение законов творчества и физики очень часто просматривается в работах данного автора.
Наталья Жилина была человеком увлекающимся. Любое впечатлившее ее художественное произведение – будь то книга, или живопись, или новая лента Феллини – немедленно вызывало эксперименты и новации в ее собственном творчестве. Иногда эти новации уходили вскоре, а иногда бывали долговременными и продуктивными.
Главное, что удалось Натальи Жилиной – это сохранить ощущение непрерывного развития культуры и искусства, не смотря на смену режимов и политических формаций – это давало ей опору в жизни и внутреннею силу. Ей удалось установить связь времен. Она общалась и с людьми старой культуры – такими как. Татьяна Глебова, Герда Неманова, и с художниками советской складки –теми, кого не считала пустыми. И была «своя» во всех поколениях андеграунда.
Благодаря врожденному дару общения и от части возможно везению, Наталья Жилина всегда была окружена поразительно талантливыми людьми. В начале ее творческого пути это была компания молодых художников, куда кроме ее мужа Владимира Шагина входил Александр Арефьев, Валентин Громов, Рихард Васми, Шварц и Родион Гудзенко.
У них не было общей художественной платформы, их объединяли лишь дружеские отношения и взаимное уважение к живописи друг друга. ну
и, пожалуй, романтическая любовь к Петербургу.
Отношение этого круга к городу Санкт – Петербургу можно охарактеризовать как к неисчерпаемой и непостижимой сверхличности. Учителю и хранителю культуры. В их круге был свой идеолог – поэт Роальд Мандельштам. Он умер в 1961 году, когда ему было всего 29 лет
(при перевозке в лагерь на Колыму случилась остановка сердца)
Сам же Мандельштам жил в условиях настоящего андеграунда, по сравнению с ним все последующие поколения андеграунда смотрелись – веселая фронда (веселая оппозиция буржуазного или дворянского происхождения). При жизни поэта не было напечатано не одной его строчки, публиковать его стали только после 1991 года. Его ближайшими друзьями были Арефьев и Гудзенко, их творческая жизнь протекала эзотерически,
в тайне, как в катакомбной церкви.
Мандельштам был носителем атмосферы романтической лихости, «где смерть пустяк и жизнь пятак»
Наталью Жилину восхищало, что Мандельштам сумел превратить континуум 2 жизнь плюс творчество» в одно свое главное, завораживающее яркое сверх – произведение искусства. И хотя ее саму как человека здорового и жизнерадостного подобный мрачновато – романтический модус бытия категорически не устраивал, многие настроения и образы из стихов Мандельштама остались в ней навсегда.
В частности – трамваи, они имеют особый смысл в стихах Мандельштама и часто возникают на полотнах Натальи. В ее полотнах Трамваи выезжают
из – за поворотов, как из засады, либо налетают на зрителя неотвратимым вихрем.
В 1974 году Наталья Жилина принимает участие в выставке в ДК «Газа», в 1975 году в ДК «Невский». Так же в этих двух знаменитых выставках принимали участие практически все художники андеграунда. А писатели и музыканты неофициальной культуры воспринимают эти два события как маленькую революцию.
Сама Жилина была в эйфории от происходящего, ведь она была в шоке как много вокруг талантливых людей. А она до этих событий знала лишь единицы.
Эта «маленькая революция» установила атмосферу культурного кипения так или иначе она будоражила всех заставляя работать много и плодотворно, жизнь ленинградского андеграунда начинает расцветать.
Сама Наталья Жилина так же много пишет все время экспериментируя часто меняя манеру письма – практически каждый день приносил ей новые впечатления и психологические импульсы.
Ее простая логика подсказывала: если вокруг вдруг обнаружилось так много талантливых людей, то надо думать, есть ли шанс встретить гения.
В конце концов ее поиски увенчались успехом: она нашла гения в лице своего третьего мужа фотографа Бориса Смелова.
Когда два этих ярких человека стали одной семьей, то в их доме помимо художников и фотографов можно было встретить самых разных людей - например, поэта Олега Охапкина, или музыканта Сергея Курехина, или режиссёра Николая Беляка. Множество бродячих интеллектуалов, правдоискателей, философов.
К тому времени старший сын Натальи Жилиной Митя (Дмитрий Шагин) достиг творческого возраста, организовал движение «Митьки» и контингент гостей пополнился третьим поколением андеграунда, которое можно назвать поколением неукрощённого искусства.
Свободное общение разных поколений было продуктивным и для старших, и для младших, и только сейчас становится в полной мере понятно насколько спасительна преемственность в культуре. В частности, эта преемственность спровоцировал расцвет петербургской школы фотографии и развития фотоискусства.
Художник Наталья Жилина понимала человеческую жизнь как дорогу.
И она в своей жизни прошла удивительный и красивый путь от задиристого бунтаря, готового раскачивать основы мироздания, до мощного художника, сознающего свою личную ответственность за устойчивость нашего мира. Она никогда не приглушала свой темперамент, никогда не говорила в пол силы. Вся ее полнота заключает в себе огромное внутреннее напряжение - и сюжетное композиционное и живописное. В ее последний зрелый период новые полотна зачастую действовали оглушающе, диалог с ними был настолько активен, что продолжался и после ухода из ее мастерской, а иногда даже мешал спать. Чем же достигалась такая экспрессия?
Прежде всего, мощностью движения, удерживаемого в раме картины до предела натянутой уздой композиции. Да и чисто живописными средствами тоже создавался подобный эффект.
Вот к примеру, вроде бы простенькое полотно под названием
«Недопитый стакан». Казалось бы, ну натюрморт, ну две бутылки, стакан,
композиция точная и спокойная - откуда же ощущение несчастья, трагедия недожитой человеческой жизни? Это происходит от противоречивого сочетания множества динамичных холодных мазков с написанной теплыми тонами столешницей. Вроде такой пустяк и такое щемящие чувство.
Все творчество Натальи Жилиной – прежде всего стихия, и творческий процесс состоит из двух параллельных ветвей: выпускание стихии на волю и одновременно ее обуздания.
Художник Наталья Жилина прошла путь от основания андеграундного движения Ленинграда почти до окончания расцвета его. Всегда была собой, но двигалась в ногу со временем и самое главное ее не тронула печальная участь многих представителей этой культуры
(одиночество, алкоголизм, смерть) возможно в этом ей помогло ее жизнелюбие.
Похоронена Наталья на Смоленском кладбище. где, когда – то она прогуливалась с последним мужем (Борис Смелов), а он делал много прекрасных и грустных фотографий.