Найти в Дзене
Телеграм-канал СМП

Правовой статус архипелага Шпицберген

Алексей Фадеев, д.э.н., исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, — специально для канала СМП.

Шпицберген: негласная война за влияние и ресурсы?

Следующим шагом Норвегии, направленным на одностороннее и, по этой причине, неправомерное расширение своих прав на Шпицберген, стало установление королевством в 1977 году в одностороннем порядке 200-мильной зоны охраны рыболовства вокруг Шпицбергена, что противоречит принципу «свободного доступа» участников договора для занятия экономической деятельностью в районе архипелага. Особый спорный момент — порядок доступа и ведения экономической деятельности на шельфе архипелага. В Осло настаивают на том, что шельф Шпицбергена следует считать продолжением континентального шельфа Норвегии.

У России это вызывает справедливый протест. Позиция Москвы заключается в том, что правовой режим, установленный Договором 1920 года, полностью распространяется на шельф Шпицбергена. Поэтому Норвегия не может осуществлять какие-либо исключительные интересы и права в отношении шельфа архипелага без согласия всех участников договора.

Другой острой проблемой российско-норвежских отношений на Шпицбергене являются вопросы использования авиационной техники. Так, норвежские власти ограничивают использование вертолета треста «Арктикуголь» (единственного хозяйствующего субъекта из России) только в целях обеспечения угледобывающей деятельности. Фактически Норвегия искусственно создала транспортную монополию на архипелаге, нарушая положения Договора 1920 года и права других экономических операторов.

Непростые отношения между по вопросам Шпицбергена обострились в связи с введением международных санкционных ограничений. Принятые Норвегией в сентябре 2016 года дискриминационные правила депортации с архипелага стали распространяться на лиц, в отношении которых приняты «международные ограничительные меры, к которым присоединилась Норвегия». Существуют также претензии к норвежским властям в связи с непрозрачным распределением взимаемых на Шпицбергене налогов и сборов: согласно Договору 1920 года, они направляются исключительно на нужды самого архипелага.

Сегодня мы наблюдаем явную диспропорцию между финансовыми отчислениями российского треста "Арктикуголь" в норвежскую казну и норвежскими ассигнованиями на нужды российских поселков. Договор 1920 года предусматривает, что архипелаг не должен использоваться в милитаристских целях. Данное положение принципиальный аргумент, который может воспрепятствовать усилению военной активности Норвегии и НАТО на этой территории. Однако Россия регулярно фиксирует заходы кораблей Береговой охраны в воды и порты Шпицбергена, проведение разного рода мероприятий с участием представителей альянса. Попытки норвежских властей втянуть НАТО в Арктику и на Шпицберген в частности, не могут не вызывать озабоченности.

Интересно, что разногласия у Осло по Шпицбергену также имеются с Исландией, Испанией, Латвией и рядом других европейских государств, в том числе и с самим Евросоюзом.

У России есть богатый и результативный опыт освоения удаленных и сложных территорий, и Москва не намерена сворачивать свое присутствие на Шпицбергене. Напротив, имеется твердое стремление укреплять его, диверсифицировать и модернизировать. В долгосрочных планах, помимо угледобычи, развитие других видов экономической деятельности, в том числе туризма, создание новых предприятий, например, рыбоперерабатывающего.

Весьма перспективным может стать наращивание научной составляющей российского присутствия. Однако, для достижения этой цели, каждый из подписантов этого Договора от 1920 года, включая Норвегию, должен нести ответственность за его неукоснительное соблюдение. В этом - залог развития и процветания архипелага, который должен изначально призван быть территорией сотрудничества, а не конфронтации.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput