Это то, что называется смирением и прежде всего перед самим собой, выражающееся в том, что мы осмысленно не позволяем памяти своего эгоизма оставлять в ней некие осознанные или неосознанные деяния отрицательных посылов в свой адрес со стороны окружающего мира.
Да, естественно, каждый из нас в обязательном порядке кому-то не нравится своими делами, даже если они добродетельного свойства (вот, мол, какой выискался). Кому-то не по душе наши рассуждения, и вообще наше взаимодействие с окружающим миром.
И это нормально, потому что каждый из нас способен оценивать других людей только по своим личным меркам, то есть, как бы он в подобной ситуации вел себя, так и все должны вести себя так. И все, что выходит за эти рамки в любом качественном соотношении, они такого человека задевают и как бы подсказывают, что это не так должно быть. Такие люди могут даже выказать свое неудовольствие по этому поводу этому человеку, но, как советовали мудрецы, - если вы не принимаете то, что вам хотят навязать другие люди, то весь этот, как правило, негатив остается у них, вас он не касается.
«Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей» (Марк Аврелий, Iвек н. э.).
Однако действия многих людей именно и связаны с желанием получения одобрения и похвалы.
«Мы не довольствуемся нашей истинной внутренней жизнью. Мы хотим жить еще другою, воображаемой жизнью в мыслях людей, и мы заставляем себя казаться для этого не тем, что мы в действительности. Мы непрестанно трудимся, украшая это воображаемое существо, и пренебрегаем действительным. Если мы обладаем спокойствием, верностью, великодушием, мы стараемся как можно скорее возвестить об этом с тем, чтобы присвоить эти добродетели воображаемому существу.
Чтобы придать эти качества воображаемому существу, мы способны лишить себя их. Мы готовы быть трусами, только бы прослыть за храбрых» (Паскаль, французский философ XVII века).
«Только тот, кто знает все свои слабости, может быть справедлив к слабостям ближнего» (Л.Н. Толстой).
Цитата из Талмуда: «Дети мои! Если кто нанесет вам обиду словом, то не придавайте этому значения, а смотрите на это как на дело, не заслуживающее внимания. Если же у вас вырвалось оскорбительное слово о другом, то не вступайте в сделку со своей совестью, говоря: «Что же мы такое сказали, ведь это мелочь, что за важность». Нет, не рассуждайте так, а смотрите на свой поступок как на дело великой важности и не успокаивайтесь до тех пор, пока вам собственными мольбами или посредничеством друзей не удастся склонить обиженного к совершенному примирению».
«По мере того, как свет увеличивается в нас, мы видим себя худшими, чем мы прежде думали о себе. Мы удивляемся на свою прежнюю слепоту по мере того, как видим выступающий из нашего сердца целый рой постыдных чувствований. Мы никогда не воображали, что могли хранить в себе такие гадости, и с ужасом смотрим на их появление. Но не надо ни удивляться, ни отчаиваться. Мы не стали хуже, чем были, напротив»
«Борьба с собой и насилие над собой не могут быть вследствие наших прежних грехов, но это насилие над собой – любовное, законное. Мать вырывает ребенка своего из пасти зверя. Ребенку больно, но он, конечно, должен приписать свое страдание не матери своей, спасающей его, а зверю, желающему удержать его. Так же точно и человек должен относиться к борьбе добра со злом; добро, как мать, вырывает нашу душу от зла, и хотя борьба эта и мучительна для нас, но она необходима и дает нам благо. Плохо было бы для нас, если бы не было этой борьбы. Без нее мы не могли бы быть добры» (Паскаль, французский философ).
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течет; плотина – она остановится; прорвется плотина – она снова потечет; в четырехугольном сосуде – она четырехугольная; в круглом – она круглая. Оттого, что она уступчива, она нужнее всего и сильнее всего» (по Лао Цзы).
«Вы все должны забыть две вещи. Во-первых, забудьте о любой помощи, которую оказали другим, и, во-вторых, забудьте о том, какой вред другие сделали вам» (Саи Баба).