Китай превратился в мирового лидера по производству электромобилей. Но за этим кроется и другая сторона медали - в китайских городах появляются кладбища из авто, гниющие под открытым небом.
На окраине китайского города Ханчжоу небольшой полуразрушенный храм возвышается над своего рода кладбищем: где среди сорняков и мусора брошены сотни и сотни электромобилей.
В Ханчжоу некоторые автомобили стоят так долго, что из их багажников прорастают растения. Другие были выброшены в такой спешке, что пушистые игрушки до сих пор лежат на приборных панелях.
Около десяти лет назад, поощряемые государственными субсидиями, сотни автопроизводителей по всему Китаю, как признанные игроки, так и стартапы, занялись производством электромобилей. Они выпустили огромное количество электромобилей ранних стадий — относительно простых автомобилей, чьи батареи в некоторых случаях могли проехать без подзарядки всего около 100 километров.
Спрос помог стимулировать отрасль, которая с тех пор росла в геометрической прогрессии. В настоящее время Китай является мировым лидером в области производства экологически чистых автомобилей: в прошлом году было произведено около 6 миллионов электромобилей и гибридов, или почти каждый третий новый автомобиль, проданный внутри страны.
На долю Китая приходится 60% современного парка электромобилей в мире, и он имеет самую разветвленную инфраструктуру зарядки электромобилей на Земле, которая также построена при поддержке правительства.
Но это молниеносное развитие также оставило после себя множество жертв. Многие из компаний, предоставляющих услуги такси, которые первыми начали использовать электромобили, прекратили свою деятельность. Сейчас в Китае насчитывается около 100 производителей электромобилей по сравнению с примерно 500 в 2019 году.
Избавление от электромобилей снижает их климатическую выгоду, учитывая, что их строительство требует больше выбросов, и они дают преимущество перед автомобилями внутреннего сгорания только через несколько лет. Каждый из отработанных аккумуляторов автомобилей также содержит ценные ингредиенты, такие как никель, литий и кобальт — металлы, которые могут быть переработаны, чтобы сделать китайскую индустрию электромобилей более экологичной.
Пекин начал сокращать национальные субсидии на покупку всех электромобилей в 2019 году. Многие компании, предоставляющие услуги такси, не были готовы к изменению политики, что серьезно повлияло на их денежные потоки. Кладбища электромобилей впервые начали привлекать внимание общественности в том же году, когда об этом явлении сообщили интернет-пользователи и местные СМИ.
Фотограф из Шэньчжэня Ву Гоюн был одним из первых людей в Китае, которые задокументировали отходы, возникающие в результате бурной застройки, сделав потрясающие снимки груды брошенных велосипедов с дрона в 2018 году. В 2019 году он снял с воздуха тысячи электромобилей в пустые участки вокруг Ханчжоу и Нанкина, столицы восточной китайской провинции Цзянсу.
«Кладбища электромобилей — результат неограниченного капитализма», — сказал Ву. «Растрата ресурсов, ущерб окружающей среде, исчезновение богатства — это естественное следствие».
По материалам https://www.bloomberg.com/features/2023-china-ev-graveyards/