Найти тему
Телеграм-канал СМП

Шпицберген: негласная война за влияние и ресурсы?

Алексей Фадеев, д.э.н., исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, — специально для канала СМП.

В последнее время информация об архипелаге Шпицберген довольно часто стала появляться в новостной ленте, посвященной международной повестке. Однако, таким вниманием к себе Шпицберген обязан не только своим уникальным географическом положением и наличию значительного количества биоресурсов и полезных ископаемых. Архипелаг фактически является воротами в Арктику: здесь проходят стратегические морские транспортные коммуникации, кросс-полярные воздушные коридоры. В прилегающих морских акваториях Шпицбергена ведется промысел морских биоресурсов, а на сухопутной части архипелага и прилегающем к нему континентальном шельфе разведаны перспективные месторождения различных ископаемых: уголь, углеводороды, золото, редкоземельные металлы.

Созданный более ста лет назад уникальный правовой режим Договора о Шпицбергене призван обеспечить всесторонние возможности для долгосрочного, уважительного и взаимовыгодного сотрудничества всех его заинтересованных участников. На сегодняшний день участниками данного договора являются 46 государств (однако хозяйственную деятельность на Шпицбергене осуществляют только Норвегия и Россия). В последнее время вопросы управления Шпицбергеном начали приобретать негативный оттенок в контексте двусторонних российско-норвежских отношений.

С 1872 года международно-правовому подходу к Шпицбергену как «территории общего пользования, изъятой из сферы распространения государственного суверенитета» пришла новая правовая модель, которая была отражена в Договоре 1920 года, где говорилось о распространении на архипелаг суверенитета одного государства, а именно Норвегии, при соблюдении ряда норм, призванных защитить и гарантировать права и законные интересы граждан и юридических лиц других государств — участников этого международного соглашения. В числе таких прав значился «одинаковый свободный доступ» на архипелаг, а также возможность ведения там хозяйственно-экономической деятельности «на условиях полного равенства».

Однако в последнее время, говоря о Договоре 1920 г., Норвегия не раз заявляла о своем «полном и абсолютном суверенитете» над Шпицбергеном, игнорируя при этом последующие статьи документа, содержание которых обусловило согласие других государств подписать этот трактат.

Сегодня есть несколько гипотез о принадлежности права «открывателя» данных земель: у России существовали убедительные основания для правопритязаний на Шпицберген, в силу того, что поморы с давних времен участвовали в освоении архипелага и имели там постоянные поселки. Однако Россия отказалась от своих претензий на архипелаг, сделав выбор в пользу многостороннего режима. Интересно, что значительные усилия по изучению и освоению архипелага внесли также Великобритания, Швеция, США.

Географическое расположение Шпицбергена обеспечивает уникальные условия для проведения высокоширотных научно-практических исследований в различных отраслях науки. Именно в силу данных обстоятельств в статье 5 Договора 1920 г. была предусмотрена разработка конвенции о научной деятельности на Шпицбергене. Однако это положение до сих пор не осуществлено из-за отсутствия готовности норвежской стороны.

После вхождения архипелага Шпицбергена в состав норвежского королевства, власти взяли курс на усиление своего влияния на архипелаге и постепенное ограничение прав других подписантов Договора 1920 года. Так, на Шпицберген властями Норвегии было распространено действия национального континентального законодательства. Заметим, что к настоящему времени уже издано порядка полусотни нормативных актов, регулирующих практически все аспекты деятельности на архипелаге.

С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput