Найти тему

Как избежать ошибок в сочинении ОГЭ? Логограф спешит на помощь

Что такое логограф? Это логическая схема доказательства основной мысли. Логограф –это помощник в написании сочинений ОГЭ, ЕГЭ и итогового сочинения.

Составление логографов упрощает работу над сочинением, помогает выстроить его правильно с соблюдением всех требований.

Методика применения логографов для написания итогового сочинения подробно была представлена на вебинарах сайта «Могу писать».

Эффективность применения логографов для написания сочинений не вызывает сомнений.

Структура логографа была представлена Д.И. Архаровой и М.А. Балюновой на вебинарах сайта «Могу писать» при подготовке к итоговому сочинению:

Логограф к сочинению ОГЭ
Логограф к сочинению ОГЭ

В 9 классе при подготовке к сочинению ОГЭ применение схемы логографа будет тоже уместным. Составляя логограф, учащиеся смогут правильно написать сочинение. Разберём вариант сочинения 9.3 ОГЭ по тексту Б. Екимова о заботливости.

Тезисом нашего сочинения будет определение понятия,указанного в задании, и комментарий к нему.

Далее необходимо привести два примера-аргумента (из предложенного для анализа текста и из жизни). После каждого аргумента следует сделать небольшой вывод. В конце сочинения приступаем к общему выводу. Обратите внимание на структуру логографа, который состоит из четырёх блоков:

Логограф для сочинения ОГЭ 9.3
Логограф для сочинения ОГЭ 9.3

В сочинении им соответствуют четыре абзаца.

Составим логограф к сочинению ОГЭ 9.3.

Написать сочинение по тексту Бориса Екимова «Нынешняя зима словно подарок…»

Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое заботливость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Прочитаем текст.

(1) Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, лёгкий мороз. (2) В середине ноября, когда уезжал я из Волгограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся – за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, людские селенья – всё в снегу. (3) Живи и радуйся. (4) А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5) Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (6) Потом – слякотный перрон, под ногами – жижа. (7) Городские зимние угрюмые сумерки. (8) Молчаливый людской поток несёт тебя ко входу в метро. (9) Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...
(10) Потом – больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... (11) К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (12) Снова – метро, его подземелья. (13) Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню. (14) Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. (15) Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (16) Ничему не рад, даже зиме и снегу. (17) Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18) Уселся, газету развернул для порядка. (19) Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили...
(20) Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается. (22) Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23) Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. (24) Потом Новый год вспомнили. (25) – Подарки пора покупать... – сказала одна из них. (26) – А чего дарить? (27) И всё дорого. (28) – Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. (29) – Когда же ты успеешь?!
(30) – А ты?..
(31) – Ой, у меня почти всё готово...– восхищённо застрекотала девчушка. (32) – Маме я ещё осенью купила домашние тапочки на войлоке. (33) У мамочки ноги болят от резины... (34) А там – войлок. (35) Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек.

(36) Получилось – картинка. (37) Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее. (38) Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (39) Лицо живое, милое. (40) – А дедушке я прямо в этой электричке подарок купила, – продолжался рассказ. (41) – Он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома. (42) Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43) – А бабушке...
(44) Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45) Я уже всё разглядела. (46) Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47) Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48) Она так будет рада! (49) И снова – счастливый смех. (50) Лицо девушки светилось радостью, глаза сияли. (51) – А папочке... (52) У нас такой папа хороший, работящий. (53) И я ему подарю...
(54) Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55) Опустились на колени раскрытые книги, развёрнутые листы газет. (66) Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...
(57) А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59) Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угадывая, какая из них? (60) А молодая женщина, что сидела напротив, на прощанье сказала: (61) – Спасибо тебе, милая. (62) Девушка не поняла, о чём речь, улыбнулась недоумённо: за что, мол...
(63) И в самом деле – за что? (64) Я вышел из вагона. (65) Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (66) Спасибо той девочке, которая подарила надежду и заставила задуматься о добром.

2. Составим логограф (результаты каждого этапа работы записываем в логограф):

а) поразмышляем над заданием к сочинению;

б) сформулируем тезис к сочинению (дадим определение понятию «заботливость» и прокомментируем его);

в) приведем первый аргумент с примером из текста, подтверждающим тезис, сделаем микровывод;

г) приведем второй аргумент с примером из жизни, подтверждающим тезис, сделаем микровывод;

д) сформулируем общий вывод, вытекающий из тезиса.

3. Всё запишем в пустой логограф:

Пустой логограф
Пустой логограф

Вот такой логограф у нас получился:

Заполненный логограф
Заполненный логограф

Логограф составлен.

4. Теперь пишем по нему сочинение, расширяя каждую часть.

У нас получится такое сочинение:

Я считаю, что заботливость –это проявление внимания и любви к своим близким, желание помочь им. Человек, умеющий заботиться о других, обладает чуткостью и добротой.
В прочитанном тексте Б. Екимова проявление заботливости мы видим в поведении девушки. В предложениях 31,42,47 автор сообщает, что она радостно рассказывает о том, как заранее подготовила подарки своим близким. Девушка очень внимательна к близким ей людям, она подобрала нужные для них вещи и с большой теплотой говорит о каждом члене семьи.Этот пример показывает нам, что заботливость проявляется во внимании и любви девушки к своим родным.
Примером заботливости может служить оказание помощи детям-сиротам. Например, наш класс часто навещает сирот в детском доме нашего города. Мы готовим им подарки, пишем письма, проводим концерты. Всё это говорит о заботливости моих одноклассников, помогающих воспитанникам детского дома.
Таким образом, заботливость сближает людей, делает их добрее, дарит радость. Каждый из нас должен быть заботливым по отношению к своим близким и к нуждающимся.

(Сочинение ученика приводится без исправлений)

Вот так, составляя логографы и используя их для написания сочинения ОГЭ, можно написать хорошую работу.

Такие же логографы используют мои ученики и для написания итогового сочинения. Результаты этих ребят выше, чем у тех, кто пишет без логографа.

Составляйте логографы, пишите сочинения по ним, тогда ваши результаты будут лучше, вы научитесь писать без ошибок.

Веду набор учеников для подготовки к ОГЭ, итоговому сочинению, ЕГЭ на 2023-2024 учебный год. Почта для связи: l.harenkova@yandex.ru