Найти тему
Bikini Gun. Записки режиссера

Почему жертвы репрессий Сталина одобряли советскую власть и как это связано с нынешней мягкой политикой президента (мнение)

Когда у "глубинного" народа спрашивают про отношение к проворовавшимся чиновникам и прочим коррупционерам, то, как правило, звучат призывы к жёсткой реакции. В пример приводится Китай, где любителей "взять на лапу" ставят к стенке. Не менее часто вспоминается 37 год. Многие хотят от нашего президента решительных мер, вспоминая анекдот про бобровые шапки.

"Вопрос: Почему так сложно достать бобровую шапку? Ответ: Потому что бобров стреляют постоянно, а членов КПСС последний раз стреляли в тридцать седьмом.

Одно время я тоже досадовал, не замечая ощутимых репрессий в отношении ворующих чиновников. Факты коррупции при этом на моих глазах вскрывались регулярно. В культурной сфере их предостаточно. Сложилось ощущение, что ловят лишь тех коррупционеров, которые от наглости не видят берегов. В данной ситуации сталинский метод кажется самым приемлемым. Так то оно так, если не рассматривать проблему на длинном отрезке времени.

Когда Советский Союз ставил перед собой цель перевоспитания человека, то он несомненно хотел забороть и коррупцию. Тяга к обогащению за счет властных полномочий кажется неистребимой уже хотя бы потому, что она складывалась тысячелетиями. В сталинскую эпоху эту человеческую страсть объявили неотъемлемой частью буржуазного сознания, после чего решили не миндальничать.

Для простых людей цель репрессий была настолько закономерна, что они не осуждали советскую власть, даже когда сами попадали под замес. Тут и ежу понятно. что не построить справедливое народное государство, покуда есть люди с восприятием власти, как источника прибыли. Поскольку уговоры и моральные наставления оказываются бессильными, остается жесткий путь. Добавим сюда сжатые сроки для наведения порядка - война на носу - и естественное сопротивление "буржуазных элементов". Побочных эффектов будет предостаточно, таких как распространение доносительства и перегибов карательной системы в виде "ежовщины". Но главный побочный эффект оказывается отложенным во времени.

По сути радикальное избавление от подлой человеческой природы можно сравнить со сжатием пружины. Сталинские репрессии не могли искоренить извечный людской порок. То, что практиковалась веками за 10 лет, к сожалению, не исправишь, какие бы благие помыслы не стояли на кону. Соответственно, когда Сталин умер, пружина распрямилась. Высвободившаяся подлая природа человека стала наверстывать упущенное. В первую очередь она вылилась в оголтелый анти-сталинизм. Элиты были настолько перепуганы проведенным экспериментом, что ради защиты своего сокровенного права на обогащение отказались от всех достоинств эпохи Сталина. В то время, когда капиталистические страны внимательно изучали чудо сталинской экономики и применяли его на практике, советские руководители выкидывали вместе с водой ребенка. Разжатие пружины в конечном итоге вынесло наверх таких личностей, как Горбачев и Ельцин.

Может ли нынешняя власть включить 37й год по новой? Учитывая что во многих сидит "страх Сталина", то вряд ли. Кроме того, есть предположение, что первое лицо государства оценивает радикально жесткие репрессии на стратегическом уровне. Если после максимального закручивания гаек последует риск для краха всей государственности, как было в 1991 году, то есть повод призадуматься. С другой стороны излишняя мягкость несет в себе не менее опасные риски.