Зачем нам как-то специально слушать музыку, если все наше пространство и так наполнено музыкальными звуками? Что это вообще значит — правильно слушать музыку? Ведь чтобы послушать, достаточно просто включить ее.
Прочитав нашу статью, вы поймете, что слушание музыки — это особый навык, открывающий дверь в мир художественных звуков, музыкальных смыслов и образов. Осознанное отношение к музыке выводит человека на новую ступень культурного развития, за которой его ждут неизведанные ранее удовольствия и возможности.
Фото: © Sergey Nivens / Фотобанк Лори
Осознанное слушание музыки: зачем это нужно?
Жизнь современного человека заполнена всевозможными звуками: гул транспортных средств, шум бытовой техники, льющийся отовсюду музыкальный фон. Включая музыку, мы зачастую тут же приступаем к другим делам: убираемся, занимаемся спортом, танцуем или общаемся. Сопровождая нас по жизни, музыка выполняет функцию соуса к основному блюду, становится чем-то дополнительным.
Некоторые композиции действительно годятся только для того, чтобы заполнять тишину. Но мировые шедевры заслуживают, чтобы их слушали внимательно, вдумчиво и осознанно. Только так они смогут подарить невероятные по своей силе переживания и эмоции, которые вам, возможно, еще не доводилось испытывать.
Навык осознанного слушания помогает лучше понимать музыку, оценивать и ценить произведения музыкального искусства, наслаждаться образами и смыслами, заложенными в произведении. В конечном счете осознанность способствует формированию гармоничной личности, успешной во многих сферах жизни.
В прикладном смысле глубокое погружение в мир музыкальных звуков способствует расслаблению, снятию стресса. Концентрируя внимание на музыке, сосредотачиваясь на ее анализе, вы уже не сможете обдумывать тревожные мысли, что крутятся в голове. Уходит суетливость, тело и разум расслабляются, разум проясняется, а вы входите в ресурсное состояние.
Восприятие музыки: поверхностные эмоции
Человек, слушая музыку, обычно реагирует на нее: притопывает, подпевает. Музыка вызывает у него разнообразные чувства и эмоции. Слушатель может заплакать, или, наоборот, у него поднимется настроение. Такую реакцию на музыку называют эмоциональным откликом.
Дети воспринимают музыку, как и другие явления, на уровне чувств и образов. Звучащая музыка тоже будет вызывать у ребенка эмоциональную реакцию. Но что особенно важно, в раннем возрасте музыка формирует тот самый слуховой багаж, который станет основой музыкального вкуса. Поэтому очень важно, чтобы первые музыкальные примеры были высокой пробы.
Однако все не так просто. Не стоит думать, что если включить фоном на полтора часа ролик с названием «Моцарт для малышей», то у вашего ребенка сами собой начнут формироваться идеальный музыкальный вкус и способность воспринимать прекрасное. Звучащая в доме классика — необходимая основа дальнейшего воспитания, но одного этого недостаточно! Восприятие музыки должно быть крепко связано с ее осмыслением и осознанием.
Отличие слышания музыки от слушания
Слышать музыку и слушать ее — это не одно и то же.
Слышание музыки — это просто ее восприятие. Очень часто мы слышим фоновую музыку, выполняющую какую-то конкретную функцию. Например, чтобы заполнить тишину в торговом центре, настроить человека на покупку товара или задать ритм на пробежке. В определенных случаях такая музыка действительно нужна. Но для ее восприятия не требуется особого внимания, она слушается на «эмоциях» или вообще никак не слушается — звучит себе и звучит. Обычно это простая и доступная для неподготовленного человека музыка, непритязательная по своему музыкальному языку. Впрочем, классические произведения тоже можно слушать невнимательно, неосознанно, не пытаясь проникать в замысел композитора. Тогда они пролетят мимо, не оставив в душе человека никакого следа.
Слушание музыки предполагает внимательное и осознанное «вслушивание», понимание средств музыкального языка и способность их оценить. Осознанное, осмысленное слушание — это интеллектуальная работа, подразумевающая наличие навыков, знаний, слухового опыта.
Когда человек именно слушает музыку, он понимает, насколько она простая или сложная, богата или бедна содержанием, музыкальным смыслом. Человек с хорошей подготовкой получит от прослушивания музыкального произведения больше удовольствия. Ему откроется больше смыслов, его внутренний мир станет богаче.
Искусство становится искусством только когда те смыслы, которые в него заложены, распознаются воспринимающим его человеком. То есть, человек, воспринимающий искусство, должен этот смысл разгадать, осознать, объяснить.
Как правильно слушать музыку?
Попробуйте прислушаться к той музыке, которая звучит. Это может быть какая-то посторонняя музыка или та, что вы включили сами. Что вы слышите? А если точнее, что именно вы слышите в этой композиции? Возможно, вы удивитесь, когда узнаете, сколько разных характеристик может иметь даже самое простое музыкальное произведение.
Прежде всего попробуйте понять его основные характеристики. Определите самое простое — характер музыки. Он может быть героическим, лирическим, меланхолическим, торжественным, умиротворенным и так далее. Дети скорее всего опишут музыку просто: веселая — грустная, но ваши впечатления и ощущения могут быть гораздо разнообразнее. Попробуйте подбирать разные синонимы и близкие по смыслу образы.
Какой у музыки темп? Он может быть быстрым, медленным, умеренным.
Затем определите жанр музыки. Здесь уже потребуются знания: что такое жанр, какие они бывают. Самое основное разделение — песенные и танцевальные жанры. Если это жанр, связанный с пением, то какой именно? Романс, оперное пение, народная песня, бардовская, эстрадная и т. д. Если это жанр, связанный с движением, то это может быть: вальс, полька, марш и др.
Подробнее о жанрах вы можете почитать в статье
Классификация музыкальных жанров
Определять тембры, в которых звучит музыка, может быть очень интересным занятием, особенно если играть в такие «угадайки» вместе с детьми. Можно начать с той музыки, которую вы сами любите и часто слушаете, главное, чтобы она была не электронной, а исполненной на настоящих, живых инструментах. Сначала попробуйте вместе услышать, сколько человек сейчас поет и какие у них голоса? Потом постарайтесь расслышать каждый играющий инструмент по отдельности и назвать его: вот звучит бас-гитара, вот барабаны, а вот бубен, аккордеон, саксофон…
Далее переходите к более сложным задачам. Включите видеозапись любой классической симфонии и прислушивайтесь к инструментам, которые звучат и которые показывают в данный момент крупным планом. Вы услышите и увидите скрипки, виолончели, флейту, гобой, кларнет, трубу, валторны, арфу, литавры. Заметьте, что у каждого инструмента не только особое звучание, но и особый характер игры. Занимайтесь так регулярно, и скоро тембры этих инструментов вы сможете определять на слух, без видеоряда.
Учитесь вместе с детьми!
Ваш ребенок ходит в музыкальную школу? Отлично! Пользуйтесь знаниями, которые он получает и применяйте их. Если у вас нет специального музыкального образования, то будет лучше, если вы станете вникать во все задания, которые задают ребенку по сольфеджио и музыкальной литературе, и будете выполнять их сами. Поверьте, разобраться в них не так уж сложно: ведь ребенок на это способен! Учась вместе с ним, вы сможете не только лучше контролировать процесс обучения, но и вооружитесь специальными музыкальными знаниями.
В музыкальной школе существует даже специальный предмет, который так и называется: «слушание музыки», где детей учат всему тому, о чем мы говорили выше. Уже в пять-шесть лет ребята начинают правильно слушать музыку, разбираться в ней, осознавать и называть свои чувства, которые во время прослушивания возникают. А ведь умение распознавать эмоции — важное условие для душевного спокойствия человека и серьезный шаг к осознанной жизни в целом.
Фото: XXII молодежные Дельфийские игры России. Девушка играет на флейте «Atelier Goncharov», модель «Соловей»
Программная музыка
Делая первые шаги в осознанном слушании музыкальной классики, лучше всего начать с сюжетной, так называемой программной музыки. Она считается наиболее понятной и связана с внемузыкальным содержанием. Часто такая музыка написана по мотивам какого-то исторического события, литературного сочинения, может описывать произведения живописи, явления природы и так далее.
Перед прослушиванием фрагментов опер и балетов нужно ознакомиться с их содержанием: прочитать либретто, историю создания произведения, поинтересоваться событиями тех лет. Какие слова поются в романсе или арии? О чем эта симфония? Такая предварительная подготовка поможет лучше понять музыкальное произведение.
Маленькие дети возрастом от двух лет с удовольствием слушают и «абстрактную» музыку (оркестровые или вокальные произведения), если она ярко эмоционально окрашена. Детям постарше уже можно объяснять устройство оркестра, хора, названия голосов оперных певцов. Филармонии и концертные организации нередко проводят специальные концерты классической музыки для юных слушателей, где просто и интересно объясняют все эти вещи.
Сюжетная классическая музыка для самостоятельного прослушивания и изучения:
- М. Глинка. Романс «Жаворонок»;
- М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»;
- П. Чайковский. «Детский альбом» (отдельные части);
- П. Чайковский. «Времена года» (отдельные части);
- П. Чайковский. Танцы из балета «Щелкунчик»:марш,
танец пастушков,
испанский танец (шоколад),
арабский танец (кофе),
китайский танец (чай),
танец феи Драже; - Н. Римский-Корсаков. «Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка»;
- Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
- М. Мусоргский. «Картинки с выставки»;
- С. Прокофьев. Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
Если вы освоите эти музыкальные шедевры, то со временем ваш слух натренируется так, что вы научитесь определять музыку «богатую» и музыку «бедную», содержательную и скудную, объемную и плоскую, выразительную и пустую. Ваши знания сформируют музыкальный вкус и способность к музыкальному суждению.
Осмысленное слушание музыки сродни чтению художественной литературы. Музыкальное произведение, как и книга, позволяет увидеть новые миры, в которые в реальной жизни вам никогда бы не довелось проникнуть. Чем больше вы будете знать, тем больше сможете услышать в музыкальном произведении, тем богаче оно раскроется перед вами.
Кроме того, осознанное слушание музыки делает более разнообразными и осознанными те эмоции и чувства, которые эта музыка вызывает. Так пусть это будет музыка, которая обогащает, развивает, дает вам силы и вдохновение!
Учитесь разбираться в музыке, запомните основные средства музыкальной выразительности, научитесь ориентироваться в многообразии музыкальных инструментов. И не бойтесь отдавать ребенка в музыкальную школу: туда идут не только для того, чтобы стать музыкантами, но и чтобы в мире было больше ответственных, осознанных слушателей, которых по жизни ведет чувство прекрасного.
#музклассы_родителям #музклассы #музклассы_культура #музыка #музыкальноеобразование