Найти тему

"У России новые друзья": перспективы транспортного коридора «Север — Юг»

Международный транспортный коридор «Север — Юг» (МТК) — это амбициозный проект, который призван соединить Россию с Ираном, Индией и другими странами Азии и Африки. Он был запущен в 2005 году с целью увеличить объемы торговли и сотрудничества между этими регионами.

Однако за 18 лет существования МТК произошло много изменений, которые повлияли на его стратегическое значение и состав участников. В частности, Россия обратила свой взгляд на Африку как на потенциального партнера и рынок сбыта для своих товаров и услуг. Почему это произошло и какие перспективы открываются перед Россией и Африкой в рамках МТК?

Дружба крепкая, не сломается...
Дружба крепкая, не сломается...

Индия: дружба или конкуренция? Изначально МТК предполагал создание транспортной инфраструктуры, которая бы обеспечивала быструю и дешевую доставку грузов из России в Индию через Иран.

Это было выгодно обеим сторонам, так как Россия могла экспортировать свою нефть, газ, зерно, металлы и другие продукты в Индию, а Индия — свои товары потребления, машиностроения, фармацевтики и другие отрасли в Россию. Кроме того, МТК способствовал укреплению политических и культурных связей между Россией и Индией, которые имеют долгую историю дружественных отношений.

Однако со временем Индия стала менее заинтересована в развитии МТК по нескольким причинам. Индия нацелилась на расширение своего присутствия в Центральной Азии, Афганистане и Персидском заливе, где она видит больше возможностей для экономического роста и геополитического влияния.

Россия и Индия договариваются о транспортном коридоре
Россия и Индия договариваются о транспортном коридоре

Для этого Индия разрабатывает альтернативные транспортные маршруты, такие как Северно-Южный транспортный коридор (СЮТК), который проходит через Азербайджан, Туркменистан и Казахстан, или Международный портовый проект Чабахар в Иране, который дает доступ к Афганистану и Центральной Азии через Оманский залив.

К тому же Индия стала более ориентирована на сотрудничество с США и Западом, которые предлагают ей инвестиции, технологии и поддержку в противостоянии с Китаем. Индийцы участвуют в таких инициативах, как «Индо-Тихоокеанская стратегия» или «Квадрилатеральный диалог безопасности» (Квад), которые направлены на сдерживание Китая в регионе .

Это приводит к охлаждению отношений с Россией, которая является стратегическим партнером Китая и участником таких проектов, как «Одного пояса, одного пути» или Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Россия теперь с Китаем
Россия теперь с Китаем

Индия столкнулась с рядом проблем в своем внутреннем развитии, таких как пандемия коронавируса, социальные протесты, экологические катастрофы и террористические угрозы. Это отвлекает внимание и ресурсы Индии от реализации масштабных международных проектов и заставляет ее фокусироваться на решении насущных проблем.

В итоге, Индия постепенно теряет интерес к МТК и становится конкурентом России в регионе, а не другом.

Африка: новая надежда. В то же время Россия начала активизировать свою политику в Африке, которая была заброшена после распада СССР. Россия видит в Африке огромный потенциал для сотрудничества в различных сферах, таких как энергетика, горнодобыча, сельское хозяйство, образование, здравоохранение, безопасность и миротворчество. Россия также стремится укрепить свой геополитический статус в Африке как альтернатива Западу и Китаю, которые доминируют на континенте .

В 2019 году Россия провела первый саммит «Россия — Африка» в Сочи, на котором присутствовали лидеры 43 африканских стран. На саммите были подписаны договоры и соглашения на сумму более 12 миллиардов долларов по различным направлениям сотрудничества. Один из важных результатов саммита было то, что Россия предложила африканским странам присоединиться к МТК и использовать его возможности для развития торговли и транзита между Африкой и Евразией.

саммит «Россия — Африка» в Сочи
саммит «Россия — Африка» в Сочи

Россия представила свою концепцию расширения МТК до Африки через два основных маршрута: западный и восточный. Западный маршрут предусматривает соединение России с Алжиром, Тунисом, Марокко и другими странами Северной Африки через Турцию и Египет.

Восточный маршрут предполагает соединение России с Эфиопией, Кенией, Танзанией и другими странами Восточной Африки через Иран и Пакистан. Оба маршрута имеют свои преимущества и недостатки, но в целом они открывают новые горизонты для сотрудничества между Россией и Африкой.

Африканские страны проявили интерес к предложению России и выразили готовность участвовать в МТК. Они надеются, что МТК поможет им повысить свой экономический потенциал, улучшить свою транспортную инфраструктуру, диверсифицировать свои торговые партнеры и укрепить свою безопасность. Африка также видит в России надежного и справедливого партнера, который не навязывает своих условий и не вмешивается во внутренние дела.

Африка готова к сотрудничеству с Россией
Африка готова к сотрудничеству с Россией

Россия и Африка уже сотрудничают в рамках МТК по некоторым направлениям. Например, Россия поставляет атомную энергию в Эфиопию, Кению и Гану, а также помогает им в развитии агропромышленного комплекса. Россия также участвует в миротворческих операциях в Судане, Центральноафриканской Республике и других странах, а также обучает африканских специалистов в различных областях.

Однако для полноценного развития МТК до Африки России и Африке нужно преодолеть ряд препятствий и рисков. Среди них можно выделить следующие:

  • Нестабильность и конфликтность в регионе. Многие страны Африки страдают от политического хаоса, социальных беспорядков, терроризма, пиратства и других угроз. Это создает серьезные проблемы для безопасности транспортных маршрутов и грузов. Кроме того, некоторые страны, такие как Египет, Турция или Саудовская Аравия, могут попытаться блокировать или саботировать МТК из-за своих геополитических интересов или конкуренции с Россией.
  • Недостаток финансирования и инвестиций. Строительство и модернизация транспортной инфраструктуры требует больших затрат и долгосрочных обязательств. Россия и Африка не располагают достаточными ресурсами для этого, а Запад и Китай могут быть не заинтересованы в поддержке МТК или даже противодействовать ему. Поэтому России и Африке нужно искать новые источники финансирования и инвестиций, например, через международные организации или частный сектор.
  • Несовместимость стандартов и нормативов. Разные страны, участвующие в МТК, имеют разные системы измерения, технические характеристики, правила таможни, налогообложения и другие аспекты, которые могут затруднять или замедлять транспортировку грузов. Поэтому России и Африке нужно согласовать и унифицировать свои стандарты и нормативы, а также упростить и ускорить процедуры транзита и торговли.

В заключение можно сказать, что международный транспортный коридор «Север — Юг» является перспективным проектом для России и Африки, который может принести им множество выгод и возможностей. Однако для его успешной реализации России и Африке нужно сотрудничать на основе взаимного доверия и уважения, а также преодолевать различные препятствия и риски. Только тогда МТК станет реальностью, а не иллюзией.

Теперь Россия и Африка — братья навек?

Понравилась статья? Напишите комментарий и поставьте лайк, чтобы статью увидело, как можно больше читателей. А также подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи. Спасибо, дорогие читатели!