Мэр города Анатолий Локоть представил журналистам долгожданную станцию «Спортивная», которая будет готова к работе уже зимой этого года. Она уникальна не только по своей тематике, но и по технологии обслуживания.
Мэрия Новосибирска готовит для горожан особенный подарок к концу этого года, а именно ― открытие долгожданной станции «Спортивная». На данный момент она уже практически полностью готова к обслуживанию и ждет своего часа, чтобы домчать любителей спорта до «Сибирь-Арены». Как сообщает мэр Новосибирска, основные работы сейчас связаны с документацией, и уже в декабре этого года горожане смогут увидеть новую станцию своими глазами.
«Я вас всех поздравляю, вы первые пассажиры, которые вышли на станцию «Спортивная». Вы проехались фактически по тому маршруту, который многократно будут повторять болельщики, приезжающие в наш ЛДС на матчи, или просто отдыхающие в парке Арена, ― сообщил Анатолий Локоть журналистам, участникам первой поездки на станцию. ― Это не показательное выступление, а рутинная работа в рамках тестовых испытаний. Нужно заметить, что станция совершенно особенная. Здесь открываются сначала двери вагона, а потом самой станции. Это сделано специально для того, чтобы выдерживать температурный режим в зимнее время. Также на данный момент уже работают эскалаторы. Это говорит нам о том, что физическая готовность станции почти стопроцентная. Основные работы на сегодня связаны с документацией. Мы работаем с ней, с экспертизой, с техническими надзорными органами».
Двери здесь действительно существенно отличаются от тех, что находятся на других станциях. А если быть точнее, то таких нигде нет. Но главная особенность заключается в том, что они гораздо шире, чем те, что есть у самого вагона. Это обусловлено тем, что станцию подготовили специально и для приема новых составов, в которых выходы гораздо больше по габаритам.
Что касается коллектива метро, на данный момент идет набор штата. Станция требует очень серьезного обслуживания. Штатное расписание составляет до 140 человек. Но такие кадры находятся в дефиците, так как требуются подготовленные специалисты с опытом, с допусками, чтобы они могли полноценно работать на самом современном оборудовании, которым оснащена станция.
«Мы уже спланировали, сколько человек должно работать на станции. Это 140 штатных единиц, что гораздо больше, чем на других станциях. Это связано с тем, что здесь есть свои особенности: большое количество эскалаторов и лифты, на которых тоже работают специально подготовленные специалисты. Помимо этого, требуются служба движения, дежурные по станции, начальник станции, заместитель. Заметьте, здесь у нас 12 эскалаторов. Это означает, что должен находиться ещё и дежурный у эскалатора, и не один, а четыре на каждом спуске и подъеме. Из службы безопасности каждый день должна быть смена из как минимум 20 человек. На сегодняшний день по должностям укомплектовано: дежурный по эскалатору, машинисты эскалаторов, потому что мы сразу с установкой этих механизмов учили персонал. То есть они уже прошли обучение, они подготовленные. Персонал службы движения мы пока не набираем. В службу безопасности тоже не набираем, потому что людям надо платить деньги, а при неработающей станции это было бы не совсем обоснованно», ― прокомментировал подготовку начальник муниципального унитарного предприятия «Новосибирский метрополитен» Аркадий Чмыхайло. Кстати, в Новосибирском метрополитене заинтересованы в хороших специалистах и готовы предложить достойные условия труда.
В октябре этого года метрополитен уже выйдет на приемку станции, а в декабре планируется её запуск. Такая долгая подготовка связана с тем, что во время строительства происходило много различных сложностей из-за отказа от зарубежных технологий и оборудования, на которые была рассчитана работа и обслуживание станции. К примеру, программное обеспечение, которое должно было выполнять автоматическую оплату проезда. От него пришлось отказаться. Но сегодня Новосибирский метрополитен находится уже на завершающей стадии приема отечественного пакета. Это потребовало времени и внесения изменений в документацию.
Как рассказал мэр города, в дни проведения матча вполне возможен запуск дополнительных составов, а в дальнейшем метрополитен планирует полностью переходить на пятивагонные поезда.
«Вообще режим работы предусматривает уплотнение, то есть уменьшение промежутка между поездами. Но он не бесконечен. То есть нельзя доводить как в Москве, до 30 секунд. Это связано тоже и с количеством поездов, и с режимом работы в целом нашей линии. Но стоит заметить, что мы сюда ехали не на 4-х вагонном поезде, а на 5-ти. То есть обеспечить движение такого поезда у нас возможность есть. И на сегодняшний день у нас есть 4 таких состава. Мы планируем вообще вносить серьезные изменения в развитие метрополитена, в наши вагоны, вагонный парк и полностью переходить на 5-ти вагонные поезда, что, разумеется, потребует определённых вложений. Кроме того, я хочу напомнить, что у нас есть такая очень серьезная проблема: износ и окончание ресурса вагонов, изготовленных в 80-е годы, которые в 2030 году должны будут быть выведены из эксплуатации. Соответственно, должна быть проведена их замена. Поэтому вот такие серьезные задачи дальше нам предстоит решать», ― рассказал Анатолий Локоть.
Активные дискуссии велись и по теме дизайнерского оформления. Ведь станция действительно особенная как для метрополитена, так и для самих горожан. Поэтому насчет стилистики шли долгие разговоры. Конечно же, было ясно, что тематика должна быть спортивная, но так как станция связана с «Сибирь-Ареной», было принято решение, что зимние виды спорта должны превалировать. Поэтому с ходу пришлось менять некоторые дизайнерские решения. Но стоит отметить, что оно действительно стоило того, ведь оформление вышло очень интересным. Можно сказать, что более красивой станции ещё не было.
Появление «Спортивной» никак существенно не повлияет на время движения поезда от «Площади Маркса» до «Заельцовской», так как состав будет стоять на станции не более минуты. Что касается ежедневного трафика, то всё будет зависеть от проведения спортивных мероприятий, работы пляжа и возможного создания транспортного пересадочного узла. Но, по предварительным расчетам, перевозки составят не менее 12 тысяч человек, а с учетом спортивных мероприятий ― до 30-40 тысяч человек.
Ранее ЧС-ИНФО неоднократно подробно писал о ходе строительства станции «Спортивная». Напомним: это 14-я станция новосибирского метрополитена. Предыдущая, «Золотая нива», была сдана в эксплуатацию в 2010 году и с тех пор новых станций не строилось. Поэтому запуск «Спортивной» станет действительно важным событием для новосибирцев. Строительство ведется уже долгое время: как работы проходили в 2021 году, можно увидеть в ночном фоторепортаже.
Интересно, что станция «Спортивная» изначально была запланирована при проектировании Новосибирского метрополитена, однако долгое время она оставалась лишь в зачаточном состоянии. Да и особого смысла строить ее не было, так как в этом месте не было крупных объектов или пересадочных узлов. Однако после того как было решено построить новый ледовый дворец спорта «Сибирь Арена» и разбить возле него большой городской парк, появилась и необходимость в новой станции.
Фотографии Константина Кутузова