Найти в Дзене

Кто Мы? Волки или Овцы?

для заинтересовавшихся начало здесь

Кто это там, в овечьей шкуре?

«Вопрос о том, является ли человек волком или овцой – это лишь заостренная формулировка вопроса, который в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам теологического и философского мышления, а именно: является ли человек по существу злым и порочным или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?»

Над этим вопросом размышляет в своей книге «Душа Человека. Революция Надежды» известный психоаналитик, политик и философ Эрих Фромм.

Мне показались интересными рассуждения и доводы этого неординарного человека, и я решил тоже порассуждать вместе с ним, продолжая раскрывать тему, поднятую в предыдущей статье.

Насколько я понял, Фромм во многом был согласен с Фрейдом в его оценке проявлений и устремлений Натуры человека.

Однако в отличие от него он предлагал рассматривать причины возникновения расстройств поведения людей не только связывая их с вытеснением сексуальных влечений, но прежде всего влиянием на них социальных факторов.

Фромм, так же как и Фрейд, был практикующим психоаналитиком и за многолетний опыт работы с пациентами собрал огромный материал наблюдений, подтверждающий его предположения об определяющем влиянии социальной среды на формирование характера человека.

В итоге Фромм расширил теоретическую и методологическую базу фрейдизма своими гуманистическими воззрениями, в которых он подчеркивал важность социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности человека и создал новое направление в психоанализе, получившее название «неофрейдизм».

Анализируя и систематизируя свой многолетний опыт работы с пациентами, Фромм выделил по определённым свойствам характера несколько типов людей, разделив их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы.

К непродуктивным типам характера он отнёс: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный.

Под продуктивной категорией Фромм понимал тип идеального психического здоровья.

Конечно, Фромм подчёркивал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде и что они сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Таким образом, состояние психического здоровья зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

Вполне возможно, что читая об особенностях характера людей объединённых Фроммом в определённые группы, вы обнаружите некоторое сходство с чертами своего характера.

Будет очень интересно познакомиться с вашим мнением - насколько удачно удалась Фромму его попытка классификации рода людского?

Итак, по порядку:

Рецептивный(берущий) тип.

Такой человек стремится получать и принимать от других людей, общества и культуры. Он ищет поддержку, любовь и признание.

Обладающие данным типом люди крайне не уверены в себе и убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих.

Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как открыто пассивных, доверчивых и сентиментальных, не способных делать что-либо без посторонней помощи.

Они откровенно полагают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить.

Однако вне крайностей они могут быть оптимистичными и идеалистичными.

-2

Эксплуататорская ориентация характера

Представители этого типа стремятся контролировать и манипулировать другими людьми и ресурсами для удовлетворения своих потребностей и желаний. Им свойственно брать всё, что им нужно и о чём они мечтают силой, изобретательностью и хитростью. Они неспособны к творчеству, и поэтому заимствуют идеи у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению.

К положительным качествам можно отнести уверенность в себе, чувство собственного достоинства, а вот импульсивность им иногда выходит боком.

Накапливающий тип (Стяжательская ориентация характера).

Накапливающие типы стремятся обладать как можно большим количеством материальных и не материальных благ, власти и любви.

Они стараются всячески защищать свои накопления от любых посягательств. “Накопители” в отличие от предыдущих типов, тяготеют к прошлому, их пугает все новое.

Такой тип Фрейд описывал как «анально – удерживающая личность», характеризуя их как ригидных, подозрительных и упрямых.

Однако Фромм выделяет в их характере и некоторые положительные особенности — сдержанность, лояльность и предусмотрительность.

Рыночный тип

Социальное поведение такого человека определяется его убеждением, что личность оценивается как товар, который можно выгодно продать или обменять. Поэтому такой человек крайне обеспокоен сохранением своей приятной внешности.

Он постоянно заинтересован в знакомствах с нужными людьми и всегда готов продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы его шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Его отношения с окружающими поверхностны, а девиз с которым он появляется в обществе — “Я такой, каким вы хотите меня видеть”.

Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и вместе стем опустошенный.

Однако Фромм указывал и на положительные качества этого типа людей, такие как открытость, любознательность и щедрость.

Фромм считал, что “рыночный тип” ориентации характера является продуктом современного капиталистического общества, сформировавшегося в США и западноевропейских странах.

Продуктивный тип характера

Фромм считал, что в противоположность непродуктивной ориентации, продуктивный характер представляет собой конечную цель в развитии человека. Фактически, по представлениям Фромма, это был идеал человека лишённого каких-либо деструктивных устремлений направленных на себя или на общество в целом. Он описывает его как независимого, честного, спокойного, любящего, творчески развивающегося и стремящегося совершать социально-полезные поступки.

Очевидно, Фромм рассматривал продуктивный тип ориентации, как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу.

В ней он отразил способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду.

Фромм не только по своим убеждениям был гуманистом, но он также состоял в американской социалистической партии и принимал активное участие в её деятельности.

Он был убежден, что в результате коренной социальной реформы продуктивная ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Совершенное общество рисовалось Фромму таким, в котором находят удовлетворение базисные потребности человека. Он называл это общество гуманистическим общинным социализмом.

Однако Фромм так же как и Фрейд в рассуждении о духовном и позитивном социальном развитии человека, так и не смог выйти за рамки научного представления о материальности нашего бытия.

Сумев преодолеть ограничения сущностно-биологических возрений Фрейда на человеческую психику, Фромм так и не разглядел за материальными проявлениями эмоций и чувств человека его тонкоматериальную основу.

Он ошибочно принял реализацию Натуры человека за движения его Души, а ведь корни большинства деструктивных проявлений, присущих непродуктивно ориентированным типам характеров людей, которые он так образно и красочно описал, находятся именно в тонкоматериальных сферах.

Но всё же, несмотря на то, что, по моему мнению, Фромм остановился на полпути и не смог добраться до самой сути того кем на самом деле является человек, его гуманистические идеи, и выводы относительно того кем он может быть представляются весьма интересными и оптимистичными.

Вот, что по этому поводу он писал:

«Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать».

Нам будет очень интересно узнать ваше мнение о гуманистической теории Фромма и его классификации типов людей. Присоединяйтесь к обсуждению и оставляйте свои комментарии.

Далее попробуем обсудить проблемы психического благополучия с других граней и слоёв нашей реальности.

Всем здоровой физической, психической и ментальной продуктивности! Удачи!

© Лоншаков Ю.Г., 2023.

#здоровье #деревья #работа_с_энергией #духовное_развитие #фэншуй #самосовершенствование #энергия #информация #цигун #энергоинформационный_обмен