С 2025 года безразрешительная система распространится на страны СНГ
Главы транспортных ведомств Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Стороны договорились постепенно отменить систему разрешений для автоперевозок в третьи страны. Белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке и наоборот. Транзитные перевозки в третьи страны со временем станут не трех-, а двусторонними. Соглашение о международных автомобильных перевозках опубликовано на сайте Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (ист.).
История вопроса:
Постепенная отмена разрешительной системы для международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны или из них будет осуществляться поэтапно до 2030 года, начиная с 1 января 2024 года.
Реализация соглашения позволит выполнять каботажные автомобильные перевозки грузов по территории России, а к 2030 году поэтапно перейти к полной безразрешительной системе для международных автоперевозок грузов.
В России запрещены любые каботажные перевозки (грузов и пассажиров), т.е. перевозки иностранным перевозчиком между пунктами, расположенными на территории РФ, но законодатели планируют либерализовать их с 1 марта 2025 года.
Как прокомментировал министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович проекту «Союз», с 2025 года безразрешительная система распространится на страны СНГ, с 2026 года – на отдельные страны ЕС, к 2030 года запланирована полная реализация Соглашения.
– В настоящий момент при доставке товаров российским перевозчикам система третьих стран уже не работает, в текущих реалиях это глобально не повлияет на ситуацию на рынке международных перевозок. Относительно доставки товаров из Европы въезд российским и белорусским машинам закрыт, как и для европейских перевозчиков закрыт въезд в Республику Беларусь и Россию. В случае же взаимной отмены ЕС, Россией и Беларусью ограничительных мер основным сдерживающим фактором будут совсем другие критерии – количество транзитных разрешений, – сказал в беседе с «Коммерсантом» руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов.
Президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская утверждает, что цель документа в повышении «конкурентного положения и наших, и белорусских автоперевозчиков относительно иностранных». Результатом должно стать снижение стоимости перевозки у российских и белорусских перевозчиков относительно поляков и прибалтов, увеличение количества заказов, рост объемов автоперевозок.
Эксперты надеются на некоторое снижение стоимости перевозок за счет большего числа предложений.
Напомним, уже с 2024 года для белорусские перевозчики смогут в полном объеме совершать каботажные автоперевозки по территории России. «Инвестиционный каботаж» будет разрешен после ратификации соответствующего соглашения обеими государствами. LR