Матильда Кшесинская...
Интересно, есть ли среди взрослого населения человек (читающий, слушающий и получающий информацию из многочисленных источников, которыми сегодня так богата наша жизнь), который бы не знал этого имени?! Человек, при упоминании данного имени, в голове которого бы не возникало никаких ассоциаций?! Предположу, что таких нет...
А какие ассоциации при упоминании имени "Матильда" возникают у Вас?!
Балет, прима-балерина, Мариинка, цесаревич Николай, великие князья Романовы, 32 фуэте, особняк на Петроградке, роковая женщина, драгоценности, Париж, русская эмиграция, скандалы, светлейшая княгиня...
Эта женщина относилась к категории тех редких людей, чьё имя еще при жизни смогло обрасти всевозможными мифами и легендами.
В дневниках Матильды можно встретить такую заметку о себе самой:
...от природы я была КОКЕТКОЙ...
Невысокого роста (1,53 м), неклассической внешности (многие открыто считали её некрасивой), волевая и сильная духом, прожившая яркую и длинную жизнь (вдумайтесь, практически 100 лет !!!), в которой были успехи и разочарования, взлеты и падения...
Но, это всё будет потом, пока же...
В августе 1872 года в пригороде Санкт-петербурга, в Лигово, некогда ижорской деревне Лихала, приписанной к своим угодьям еще Петром I, появилась на свет девочка - Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.
Семья, в которой родилась Матильда, была:
- многочисленной (в общей сложности 9 детей и Матильда стала младшей среди них),
- польского дворянского (???) происхождения (муссировалась тема, что род берет начало от древнего дворянского польского рода Красинских, но факту достоверного подтверждения не нашлось),
- и... танцующая, и адо заметить профессионально. Отец Матильды - Феликс Кшесинский (1823-1905) сам танцевал в Мариинском театре, ставил балеты другим танцовщикам и обучал весь Петербург исполнять популярный в те годы польский танец мазурка. Дал образование, обучил и вывел на сцену императорского театра своих старших детей, родных брата и сестру Марии - Матильды - Иосифа (1868-1942) и Юлию (1866-1969) соответственно.
Позже, Матильда Кшесинская отмечала:
Моё детство было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них.
Что же касается образования... Думаю, что у Матильды не было иного выбора, нежели как продолжение семейного дела и поступления в балетную школу (училище). В возрасте 8-ми лет, в 1880 году она стала воспитанницей Императорского театрального училища (ныне - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). По правилам все воспитанники и воспитанницы должны были жить при училище (школе) на казенном иждивении, но иногда разрешалось некоторым из них обучаться в школе, продолжая жить дома. Такой воспитанницей была Матильда - часть занятий она получала в рамках балетной программы, предусмотренной училищем, а уроки общего образования получала дома. Столь интенсивный курс позволил уже в 1881 году выступить на сцене Мариинского театра в в балете «Дон Кихот».
Матильде было 14 лет, когда в Петербург приехала знаменитая итальянская балерина Вирджиния Цукки (1847-1930), в значительной мере повлиявшая на становление Матильды как балерины.
Вирджиния Цукки была уже тогда немолода, но ее необычайное дарование было еще в полной силе. Она произвела на меня впечатление потрясающее, незабываемое. Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной. Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть выражения и захватывала зал...
...У Цукки были необыкновенно выразительные движения рук и изгиб спины, которые я хотела запомнить, жадно следя еще детскими глазами за ее исполнением.
По окончанию балетной школы ученики и ученицы 17-18 лет держали экзамен и зачислялись в труппу Императорских театров.
Матильда не стала исключением...
Ко времени моего выпуска из училища я вполне владела собою на сцене и могла блеснуть на выпускном экзамене, на котором в этом году должна была, кажется впервые, присутствовать вся Царская семья с Государем Александром Третьим во главе.
Этот экзамен решил мою судьбу.
Наступил долгожданный день выпускного экзамена - 23 марта 1890 года. Первые ученицы (а Матильда относилась к таковым) имели право сами выбирать себе танец и она выбрала па-де-де из «Тщетной предосторожности» на музыку итальянской песни «Стелла конфидента». Событие крайне волнительное... Во-первых, от осознания, что вот и настал венец годам обучения, сегодня состоится финальная демонстрация своих способностей в привычном кругу наставников и воспитанников училища, впереди- новая, взрослая жизнь..., а во-вторых, смешение чувств - трепет, страх и радость, от осознания, что главными зрителями вечера будет царская фамилия.
Надо отметить, что представители императорской семьи регулярно посещали главные театральные сцены столицы: аристократическая среда с удовольствием отслеживала новинки театрального сезона; два петербургских театра носили имена императриц – Александры Федоровны (супруга имп. Николая I) и Марии Александровны (супруга имп. Александра II), превратившись в императорские Александринский и Мариинский театры; ну и многие великие князья оказывали неформальное покровительство молодым актрисам и балеринам...
Одно время особой популярностью пользовалась итальянская опера и всем аристократам непременно надо было отметиться в опере; постановки французских произведений с аншлагом шли в Михайловском «французском» театре; русское драматическое искусство давали в Александринском театре. Но моду задавала царская семья...
Великих князей с юношества (сначала в сопровождении воспитателей) регулярно вывозили в театры, приобщая к искусству и культуре через оперу и балет, отчасти тем самым формируя образ публичности у молодых людей. Император Александр III на всю жизнь сохранил любовь к театру и сумел передать ее своим детям. Именно в годы его правления окончательно сформируется российская балетная школа, состоятся главные балетные премьеры Петра Ильича Чайковского. И самое главное - подъему статуса балетной сцены способствовало внимание императора Александра III к Императорскому балетному училищу (в годы правления императора Александра II императорская семья оказывала содействие воспитанницам Смольного института, а тут практически перестала. Думаю, причина тоже ясна...).
Но не будем забывать, что театральное представление прежде всего было одним из видов доступного досуга (отдыха и развлечения) 17-20 веков, не чуждого и императорской семье (особенно его мужской составляющей) ...
Вот и 23 марта 1890 года царская семья, удостоив своим вниманием выпускников Императорского театрального училища, прежде всего приехала отдохнуть, развеяться и приятно провести время, в своем максимально расширенном составе
Во главе шествия выделялась маститая фигура Императора Александра Третьего, который шел под руку с улыбавшейся Императрицей Марией Федоровной. За ним шел еще совершенно молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович и четыре брата Государя: Великий Князь Владимир Александрович с супругой, Великой Княгиней Марией Павловной, Великий Князь Алексей Александрович, генерал-адмирал, Великий Князь Сергей Александрович со своей красивой супругой Елизаветой Федоровной и недавно женившийся Великий Князь Павел Александрович со своей молодой супругой Великой Княгиней Александрой Георгиевной и генерал-фельдмаршал Великий Князь Михаил Николаевич со своими четырьмя сыновьями.
Царевичу Николаю шел 22 год - молод и красив, воспитан и сдержан.
После выступления императору представляли выпускниц, против учрежденного порядка (сначала представляли воспитанниц, постоянно проживающих при училище) знакомство начали с Кшесинской...
Государь протянул мне руку со словами: "Будьте украшением и славою нашего балета!"
Могла ли Матильда своим исполнением или пусть даже внешне понравиться императору Александру III бОльше остальных молодых исполнительниц (Варвары Рыхляковой и Марии Скорсюк)?! А почему "нет"?! Могла!
Торжественный ужин был накрыт в столовой воспитанниц и император пригласил Матильду за стол, определив место рядом с собой и царевичем. Ну и что тут особенного?! Обычная вежливость...
Вы помните себя в 17 лет? А объект своей влюбленности в эти годы? А эмоции вас одолевающие? Если "да", то вы с пониманием отнесетесь к чувствам 17-летней Матильды, мгновенно вспыхнувшим по отношению к царевичу Николаю. Думаю и обстановка способствовала "легкому помешательству" - не каждый день ты в центре внимания, не каждый день к тебе проявляют интерес, видишь и общаешься с императором, смотришь в глаза первому юноше страны...
Вот такие воспоминания Матильда оставит в своем дневнике об этом мартовском дне 1890 года:
...Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон...
...Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.
Но в каждой истории "на двоих", есть и второе мнение и своё видение происходящего. Так в дневнике Николая Александровича под датой 23 марта 1890 года было записано:
Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками».
Лаконично и без восторженных эмоций.
А дальше жизнь наследника пошла своим чередом, а у Матильды настали первые дебюты, выступления в партнерстве с известными и опытными танцовщиками, первые публичные заметки критиков:
Г-жа Кшесинская в па-де-де из «Тщетной предосторожности» произвела самое приятное впечатление. Грациозная, хорошенькая, с веселою детскою улыбкою, она обнаружила серьезные хореографические способности в довольно обработанной форме: у г-жи Кшесинской твердый носок, на котором она со смелостью, достойной опытной балерины, делала модные двойные круги. Наконец, что опять поразило меня в молодой дебютантке, это безупречная верность движения и красота стиля
А также подготовка к экзаменам по общеобразовательным предметам и окончание училища (Матильда завершила образование с первой наградой и получила Полное собрание сочинений Лермонтова), поездка с родителями в имение и ЛЕТО... Красное Село и перспектива встречи с наследником...
Красное Село меня влекло больше всего то, что там я, наверное, снова встречу Наследника, который в этом году служил в Гусарском полку и потому должен был быть все лето в лагере, а значит, на всех спектаклях.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
Делитесь своим мнением в комментариях - новая информация, это всегда интересно!
#Балет #прима-балерина #театр #цесаревич #Романовы, #фуэте, #роковая #женщина #драгоценности #Париж #эмиграция #cкандалы #интриги #петербург #россия