Найти в Дзене

МАТИЛЬДА КШЕСИНСКАЯ. Кокетка или "украшение и слава русского балета"? Период 1872-1890гг. Часть I.

Матильда Кшесинская...

Интересно, есть ли среди взрослого населения человек (читающий, слушающий и получающий информацию из многочисленных источников, которыми сегодня так богата наша жизнь), который бы не знал этого имени?! Человек, при упоминании данного имени, в голове которого бы не возникало никаких ассоциаций?! Предположу, что таких нет...

А какие ассоциации при упоминании имени "Матильда" возникают у Вас?!

Балет, прима-балерина, Мариинка, цесаревич Николай, великие князья Романовы, 32 фуэте, особняк на Петроградке, роковая женщина, драгоценности, Париж, русская эмиграция, скандалы, светлейшая княгиня...

Эта женщина относилась к категории тех редких людей, чьё имя еще при жизни смогло обрасти всевозможными мифами и легендами.

В дневниках Матильды можно встретить такую заметку о себе самой:

...от природы я была КОКЕТКОЙ...
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников

Невысокого роста (1,53 м), неклассической внешности (многие открыто считали её некрасивой), волевая и сильная духом, прожившая яркую и длинную жизнь (вдумайтесь, практически 100 лет !!!), в которой были успехи и разочарования, взлеты и падения...

Но, это всё будет потом, пока же...

В августе 1872 года в пригороде Санкт-петербурга, в Лигово, некогда ижорской деревне Лихала, приписанной к своим угодьям еще Петром I, появилась на свет девочка - Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская.

Мария - Матильда в детстве, фото из открытых источников
Мария - Матильда в детстве, фото из открытых источников

Семья, в которой родилась Матильда, была:

  • многочисленной (в общей сложности 9 детей и Матильда стала младшей среди них),
  • польского дворянского (???) происхождения (муссировалась тема, что род берет начало от древнего дворянского польского рода Красинских, но факту достоверного подтверждения не нашлось),
  • и... танцующая, и адо заметить профессионально. Отец Матильды - Феликс Кшесинский (1823-1905) сам танцевал в Мариинском театре, ставил балеты другим танцовщикам и обучал весь Петербург исполнять популярный в те годы польский танец мазурка. Дал образование, обучил и вывел на сцену императорского театра своих старших детей, родных брата и сестру Марии - Матильды - Иосифа (1868-1942) и Юлию (1866-1969) соответственно.
Иосиф Кшесинский, характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, позднее Кировского театра., с 1927 года Заслуженный артист РСФСР. В 1896—1905 годах преподавал в Петербургском театральном училище, а в 1918—1927 годах вёл класс пантомимы в Ленинградском хореографическом училище. В 1930-е годы выступал как постановщик балетов и являлся руководителем молодёжной гастрольной группы. Умер в 1942 году во время блокады Ленинграда, место захоронения неизвестно.
Иосиф Кшесинский, характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, позднее Кировского театра., с 1927 года Заслуженный артист РСФСР. В 1896—1905 годах преподавал в Петербургском театральном училище, а в 1918—1927 годах вёл класс пантомимы в Ленинградском хореографическом училище. В 1930-е годы выступал как постановщик балетов и являлся руководителем молодёжной гастрольной группы. Умер в 1942 году во время блокады Ленинграда, место захоронения неизвестно.
Юлия Кшесинская, на сцене известная как "Кшесинская I", окончила Петербургское театральное училище, танцевала на сцене Мариинского театра (1882-1902), была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы; она считалась украшением сцены, и ей всегда давали лучшие партии. 11/24 декабря 1902 г. вышла замуж за барона Александра Логгиновича Зедделера (1868 — 1924), офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка. После свадьбы ее муж ушел с военной службы и перешел на службу в Министерство Путей Сообщения. После революции супруги эмигрировали во Францию, жили в Париже, фото из открытых источников
Юлия Кшесинская, на сцене известная как "Кшесинская I", окончила Петербургское театральное училище, танцевала на сцене Мариинского театра (1882-1902), была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы; она считалась украшением сцены, и ей всегда давали лучшие партии. 11/24 декабря 1902 г. вышла замуж за барона Александра Логгиновича Зедделера (1868 — 1924), офицера Лейб-Гвардии Преображенского полка. После свадьбы ее муж ушел с военной службы и перешел на службу в Министерство Путей Сообщения. После революции супруги эмигрировали во Францию, жили в Париже, фото из открытых источников

Позже, Матильда Кшесинская отмечала:

Моё детство было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них.

Что же касается образования... Думаю, что у Матильды не было иного выбора, нежели как продолжение семейного дела и поступления в балетную школу (училище). В возрасте 8-ми лет, в 1880 году она стала воспитанницей Императорского театрального училища (ныне - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). По правилам все воспитанники и воспитанницы должны были жить при училище (школе) на казенном иждивении, но иногда разрешалось некоторым из них обучаться в школе, продолжая жить дома. Такой воспитанницей была Матильда - часть занятий она получала в рамках балетной программы, предусмотренной училищем, а уроки общего образования получала дома. Столь интенсивный курс позволил уже в 1881 году выступить на сцене Мариинского театра в в балете «Дон Кихот».

Юная Матильда, фото из открытых источников
Юная Матильда, фото из открытых источников

Матильде было 14 лет, когда в Петербург приехала знаменитая итальянская балерина Вирджиния Цукки (1847-1930), в значительной мере повлиявшая на становление Матильды как балерины.

Вирджиния Цукки была уже тогда немолода, но ее необычайное дарование было еще в полной силе. Она произвела на меня впечатление потрясающее, незабываемое. Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной. Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть выражения и захватывала зал...
...У Цукки были необыкновенно выразительные движения рук и изгиб спины, которые я хотела запомнить, жадно следя еще детскими глазами за ее исполнением.
Вирджиния Цукки, прима-балерина Мариинского театра в 1885—1888 годах, фото 1886 балет "Эсмеральда", фото из открытых источников
Вирджиния Цукки, прима-балерина Мариинского театра в 1885—1888 годах, фото 1886 балет "Эсмеральда", фото из открытых источников

По окончанию балетной школы ученики и ученицы 17-18 лет держали экзамен и зачислялись в труппу Императорских театров.

Выпуск 1890 года балетного отделения Петербургского театрального училища. Сидят слева на право: В. Т. Рыхлякова, М. С. Скорсюк, Н. Н. Посталенко, Е. А. Кузьмина, Е. М. Александрова, М. Ф. Степанова; стоят: А. Т. Дьяконова, А. А. Носкова, Т. Н. Касаткина, фото из открытых источников
Выпуск 1890 года балетного отделения Петербургского театрального училища. Сидят слева на право: В. Т. Рыхлякова, М. С. Скорсюк, Н. Н. Посталенко, Е. А. Кузьмина, Е. М. Александрова, М. Ф. Степанова; стоят: А. Т. Дьяконова, А. А. Носкова, Т. Н. Касаткина, фото из открытых источников

Матильда не стала исключением...

Ко времени моего выпуска из училища я вполне владела собою на сцене и могла блеснуть на выпускном экзамене, на котором в этом году должна была, кажется впервые, присутствовать вся Царская семья с Государем Александром Третьим во главе.

Этот экзамен решил мою судьбу.
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников

Наступил долгожданный день выпускного экзамена - 23 марта 1890 года. Первые ученицы (а Матильда относилась к таковым) имели право сами выбирать себе танец и она выбрала па-де-де из «Тщетной предосторожности» на музыку итальянской песни «Стелла конфидента». Событие крайне волнительное... Во-первых, от осознания, что вот и настал венец годам обучения, сегодня состоится финальная демонстрация своих способностей в привычном кругу наставников и воспитанников училища, впереди- новая, взрослая жизнь..., а во-вторых, смешение чувств - трепет, страх и радость, от осознания, что главными зрителями вечера будет царская фамилия.

Надо отметить, что представители императорской семьи регулярно посещали главные театральные сцены столицы: аристократическая среда с удовольствием отслеживала новинки театрального сезона; два петербургских театра носили имена императриц – Александры Федоровны (супруга имп. Николая I) и Марии Александровны (супруга имп. Александра II), превратившись в императорские Александринский и Мариинский театры; ну и многие великие князья оказывали неформальное покровительство молодым актрисам и балеринам...

Вечер в Михайловском театре, изображение из открытых источников
Вечер в Михайловском театре, изображение из открытых источников

Одно время особой популярностью пользовалась итальянская опера и всем аристократам непременно надо было отметиться в опере; постановки французских произведений с аншлагом шли в Михайловском «французском» театре; русское драматическое искусство давали в Александринском театре. Но моду задавала царская семья...

Великих князей с юношества (сначала в сопровождении воспитателей) регулярно вывозили в театры, приобщая к искусству и культуре через оперу и балет, отчасти тем самым формируя образ публичности у молодых людей. Император Александр III на всю жизнь сохранил любовь к театру и сумел передать ее своим детям. Именно в годы его правления окончательно сформируется российская балетная школа, состоятся главные балетные премьеры Петра Ильича Чайковского. И самое главное - подъему статуса балетной сцены способствовало внимание императора Александра III к Императорскому балетному училищу (в годы правления императора Александра II императорская семья оказывала содействие воспитанницам Смольного института, а тут практически перестала. Думаю, причина тоже ясна...).

Но не будем забывать, что театральное представление прежде всего было одним из видов доступного досуга (отдыха и развлечения) 17-20 веков, не чуждого и императорской семье (особенно его мужской составляющей) ...

Вот и 23 марта 1890 года царская семья, удостоив своим вниманием выпускников Императорского театрального училища, прежде всего приехала отдохнуть, развеяться и приятно провести время, в своем максимально расширенном составе

Во главе шествия выделялась маститая фигура Императора Александра Третьего, который шел под руку с улыбавшейся Императрицей Марией Федоровной. За ним шел еще совершенно молодой Наследник Цесаревич Николай Александрович и четыре брата Государя: Великий Князь Владимир Александрович с супругой, Великой Княгиней Марией Павловной, Великий Князь Алексей Александрович, генерал-адмирал, Великий Князь Сергей Александрович со своей красивой супругой Елизаветой Федоровной и недавно женившийся Великий Князь Павел Александрович со своей молодой супругой Великой Княгиней Александрой Георгиевной и генерал-фельдмаршал Великий Князь Михаил Николаевич со своими четырьмя сыновьями.

Царевичу Николаю шел 22 год - молод и красив, воспитан и сдержан.

Царевич Николай, 1889 год, фото из открытых источников
Царевич Николай, 1889 год, фото из открытых источников

После выступления императору представляли выпускниц, против учрежденного порядка (сначала представляли воспитанниц, постоянно проживающих при училище) знакомство начали с Кшесинской...

Государь протянул мне руку со словами: "Будьте украшением и славою нашего балета!"

Могла ли Матильда своим исполнением или пусть даже внешне понравиться императору Александру III бОльше остальных молодых исполнительниц (Варвары Рыхляковой и Марии Скорсюк)?! А почему "нет"?! Могла!

Варвара Рыхлякова, 1871-1919гг, выпускница Императорского театрального училища, балерина и балетный педагог, одна из ведущих солисток Мариинского театра конца 19 века, фото из открытых источников
Варвара Рыхлякова, 1871-1919гг, выпускница Императорского театрального училища, балерина и балетный педагог, одна из ведущих солисток Мариинского театра конца 19 века, фото из открытых источников
Мария , 1872-1901, выпускница Императорского театрального училища. Скорсюк называли одной из выдающихся солисток, которая в основном танцует характерные танцы, среди которых лидирующую позицию занимают восточные и испанские танцы, фото из открытых источников
Мария , 1872-1901, выпускница Императорского театрального училища. Скорсюк называли одной из выдающихся солисток, которая в основном танцует характерные танцы, среди которых лидирующую позицию занимают восточные и испанские танцы, фото из открытых источников

Торжественный ужин был накрыт в столовой воспитанниц и император пригласил Матильду за стол, определив место рядом с собой и царевичем. Ну и что тут особенного?! Обычная вежливость...

Матильда Кшесинская, фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников

Вы помните себя в 17 лет? А объект своей влюбленности в эти годы? А эмоции вас одолевающие? Если "да", то вы с пониманием отнесетесь к чувствам 17-летней Матильды, мгновенно вспыхнувшим по отношению к царевичу Николаю. Думаю и обстановка способствовала "легкому помешательству" - не каждый день ты в центре внимания, не каждый день к тебе проявляют интерес, видишь и общаешься с императором, смотришь в глаза первому юноше страны...

Вот такие воспоминания Матильда оставит в своем дневнике об этом мартовском дне 1890 года:

...Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон...
...Когда я прощалась с Наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хоть мы и не отдавали себе в этом отчета.
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, фото из открытых источников

Но в каждой истории "на двоих", есть и второе мнение и своё видение происходящего. Так в дневнике Николая Александровича под датой 23 марта 1890 года было записано:

Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками».

Лаконично и без восторженных эмоций.

А дальше жизнь наследника пошла своим чередом, а у Матильды настали первые дебюты, выступления в партнерстве с известными и опытными танцовщиками, первые публичные заметки критиков:

Г-жа Кшесинская в па-де-де из «Тщетной предосторожности» произвела самое приятное впечатление. Грациозная, хорошенькая, с веселою детскою улыбкою, она обнаружила серьезные хореографические способности в довольно обработанной форме: у г-жи Кшесинской твердый носок, на котором она со смелостью, достойной опытной балерины, делала модные двойные круги. Наконец, что опять поразило меня в молодой дебютантке, это безупречная верность движения и красота стиля
Матильда Кшесинская, балет "Эсмеральда" фото из открытых источников
Матильда Кшесинская, балет "Эсмеральда" фото из открытых источников

А также подготовка к экзаменам по общеобразовательным предметам и окончание училища (Матильда завершила образование с первой наградой и получила Полное собрание сочинений Лермонтова), поездка с родителями в имение и ЛЕТО... Красное Село и перспектива встречи с наследником...

Красное Село меня влекло больше всего то, что там я, наверное, снова встречу Наследника, который в этом году служил в Гусарском полку и потому должен был быть все лето в лагере, а значит, на всех спектаклях.

Продолжение следует!..

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

Делитесь своим мнением в комментариях - новая информация, это всегда интересно!

#Балет #прима-балерина #театр #цесаревич #Романовы, #фуэте, #роковая #женщина #драгоценности #Париж #эмиграция #cкандалы #интриги #петербург #россия