Эту статью я назвал Омут Памяти по причине того, что я большой поклонник произведений о Гарри Поттере. В этих книгах есть специальная чаша - омут памяти.
Справка - Кицканы, это село на правом берегу Днестра. В 1944 с плацдарма в районе этого села началась Ясско-Кишиневская операция Красной Армии.
Во время любой войны прибавляется работы службе пропаганды и службе безопасности противоборствующих стран.
В 1944 году в Кицканах возникла ситуация, когда каждого молодого и не очень молодого человека необходимо было спросить: – Ты кто?
Друга или врага, а точнее, надежного или не очень надежного человека определяли по национальному признаку и принимали то или иное решение его судьбы.
Сцена I
Осень. Сентябрь. Перед зданием администрации села стоят группами молодые люди. Звучит команда: – Становись!
Хлопцы построились в одну шеренгу. Следующая команда: – Молдаване, шаг вперед!
В шеренге стоят два брата, русские. Младший делает шаг вперед. Старший пытается его остановить, задержать. На это брат бросает ему одну фразу: – Да чтобы тебя первая пуля убила!
А надо сказать, что за неделю до этой сцены по селу уже ходили слухи, разговоры о будущем этих ребят. Русских ждала мобилизация в Красную Армию, на фронт, молдаван – в Трудовую Армию, в Сибирь, валить лес под Красноярском.
В июне 1944 года в освобождении села и в августе в Ясско-Кишиневской операции Красной Армии участвовали не только опытные солдаты, но и только что призванные, мобилизованные на территории Бессарабии. И среди этих солдат погибших было значительно больше по причине отсутствия у них хоть какой-то боевой подготовки. Не умели они так кланяться каждой пуле, ползать на брюхе, окапываться! Это и объясняет, почему младший брат сделал свой выбор, стал молдаванином.
Но на этом история братьев не закончилась. Шли годы. Счастье улыбнулось им обоим. Точно не могу сказать, но где-то осенью 1947 года старший брат возвратился в село после демобилизации из Красной Армии. Младший также возвратился, но только на два года позднее. И нельзя было ожидать более холодной официальной встречи братьев. И до наших дней их потомки утверждают, что они только однофамильцы и между ними нет никакого родства.
Я довольно часто наблюдаю как поступки предков в той или иной ситуации отражаются на характере, поведении, выборе профессии людей. Кажется, по Фрейду это называется психоанализом.
Но вернусь к рассказу о Труд. Армии. Это не будет большой ошибкой сравнить поселение мобилизованных в Труд. Армию с лагерем для заключенных за преступления, только, что охрана слабее, а кормят одинаково плохо.
Прошло больше года с момента мобилизации. Труд армейцы исхудали до предела. А этот предел определяли лагерные медики по копчику человека. Если копчик показывал, что недолго и до летального исхода труд армейца помещали в лазарет, в больничку, отлежаться и хоть что-нибудь поесть.
Вот семеро односельчан, вспоминая домашние разносолы, решили податься в бега. Охрана слабая, вся большая страна продолжает праздновать Победу. Короче, без дорожных документов и без особых приключений эта семерка добирается из Красноярска в Молдавию, в Кицканы. Но долго радоваться встрече с семьей им не получилось, через неделю после их приезда домой, в селе провели облаву. Милиция задержала шестерых, а седьмому удалось удрать при задержании. Звали его Андрей, и я рассказываю эту историю со слов его сына. Удрать удрал, а далеко от дома и долго бегать не будешь. На руках никаких документов нет, уже осень и скоро будет холодно. Встретиться с женой не получится, она под наблюдением. Андрей нашел возможность связаться с женой, чтобы она приготовила ему на обратный путь в Красноярск как можно больше яблок. Кицканы всегда славились своими садами. Это сегодня село тихо умирает. Как добирался Андрей до Красноярска, не знаю, но в дороге не потерял ни одного яблока и успел к празднику Великой Октябрьской революции, 7 Ноября. В лагере его приняли как библейского блудного сына, с почестями. Ведь благодаря ему у лагерной администрации на праздничном столе лежали сладкие сочные молдавские яблоки. В то время это было все равно, что египетские апельсины на Новый Год в семидесятые. Андрей отсидел, простите, отслужил в Труд Армии еще шесть месяцев и вернулся домой. А его шесть товарищей, среди них был его родной брат, Антон, провели в тюрьме по двенадцать лет каждый за дезертирство.
Сегодня Андрея уже нет среди живых. Царство ему небесное! Но я хорошо знаком с его сыном, Леонидом. Леня писал замечательные школьные сочинения по литературе. Это ему пригодилось на работе, когда надо было написать характеристику на заключенного, ведь Леонид стал сотрудником службы охраны заключенных в тюрьме соседнего с Кицканами города Бендеры. Обычно характеристика включала в себя следующую фразу:
–…твердо стал на путь исправления…
Я подозреваю, что при выборе профессии Леонид руководствовался жизненным опытом и советом своего отца. Сегодня Леонид уже на пенсии и случается, что мы проводим время в продолжительной дружеской беседе.