Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Для глубоко верующего Булгакова в советской стране Бог умер, и от Христа Спасителя остался добрый и нелепый философ Иешуа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Иешуа стал главной причиной полного неприятия этого романа Православной церковью и многими читателями – в романе не сын Божий, но некий идеалист, убеждённый, что «все люди добрые» и «настанет время, когда человек перейдёт в царство истины и справедливости». Отметим главное: просто добрый человек!

И возникает в романе явная параллель: глава московских писателей Берлиоз упрекает Ивана Бездомного в том, что он в своей поэме ярко, остроумно изобразил рождение Иисуса – вот главная ошибка поэта! Не было, не рождался никакой сын Божий, был просто человек!

Воланд на Патриарших
Воланд на Патриарших

И Воланд, вклинившись в беседу, повествует о том, что случилось с Иешуа, который и не был никогда этим сыном Божьим, а оказался странствующим (бродягой – определяет Пилат) философом, не знающим своего отца...

Булгаков со всей возможной художественной очевидностью показал реальность сатаны, и оказалось, что у сатаны и советского литературного начальника одинаковые взгляды на Бога и советский атеизм: Христос – это идеалист-неудачник, это утверждают и Воланд, и Берлиоз. И тогда получается, что никакого советского научного атеизма нет. Атеизм – это просто хорошо замаскированный сатанизм.

И теперь понятно, почему Воланд (дьявол!) не злобствует, не строит козни, не губит людей и их души, как вроде бы обязан делать по определению, – а зачем? Советские люди и так уже его подданные, они ему отданы в обезбоженной стране, поэтому Воланд шутит, зубоскалят и хохочут (прикалываются!) его приближённые, то заставляя советских людей хором петь (записались в хор – получите!), то подсовывая Босому доллары (берёшь взятки – получи!), то оставляя дам без платьев, полученных на такую любимую советскими людьми халяву! Здесь не нужно творить зло – его упоенно творят советские люди! Система, отвергающая нравственное (божеское) начало в жизни, подчиняется злу, дьяволу.

Есть у великого композитора Георгия Свиридова удивительное высказывание: «Булгаков, Нестеров и Корин – три великих русских художника ощутили, в чем пафос современных им событий; минуя национальные, сословно-социальные проблемы и всякие иные, они увидели самую суть, корень вещей, духовный смысл происходящего, определяющий все строение новой жизни, строение общества. Дьявольское овладело людьми настолько, что сам дьявол удивлен этим и благодарит людей за исповедание веры в него».

И до сих пор советские люди, с детства впитавшие эту бездуховную (если кому-то не нравится понятие безбожная) мораль, упорно доказывают, что кулаков нужно было лишить собственности, отправить в степи Казахстана и тайгу Печоры («да и не все ведь погибли, да и заводы нам были нужны!»), и необходимо было стрелять врагов народа («и не полтора миллиона их расстреляли, а только миллион, или даже 800 тысяч!»), и венгров, чехов, афганцев нужно было давить («а то туда пришли бы войска НАТО!») И даже довод встретился: «И в Новочеркасске они же там витрины били, на милиционеров напали, вот и начали войска стрелять!»

Это горько признавать, но вот цена советскому периоду нашей истории, который теперь так стараются обелить.

Для глубоко верующего с детства Булгакова в советской стране Бог умер, и от Христа Спасителя остался добрый и нелепый философ Иешуа.