Во времена босоногого детства, когда на уроках истории искусств учительница показывала нам репродукции картин классиков, многое, будучи совсем зелёными, мы воспринимали буквально. И когда на одном из занятий мы проходили творчество фламандцев, а в качестве яркой иллюстрации нам продемонстрировали работу Якоба Йорданса "Бобовый король", я, привыкшая к вычурным и не всегда понятным названиям, поняла сюжет картины совсем не так.
Ну а зачем в нем копаться? Мужчина в центре полотна с короной на голове - значит, король. Бокал в руке? Ну, что-то явно празднует. Наверное, удачную охоту 🤷 А зачем тут совсем не милый младенец без штанов? Пфф, непонятно.
Тогда меня больше интересовали слезливые сюжеты вроде "Неравного брака" Пукирева и масштабные события, как в "Последнем дне Помпеи" Брюллова. А ещё важно было заучить имена авторов и названия их полотен, которые нам показывала учительница, чтобы не завалить экзамен. Ну и стиль и время написания. На разбор сюжета не оставалось ни времени, ни желания.
Поэтому к "Бобовому королю" я вернулась уже позже, и посмотрела на него другими глазами.
Давайте вместе разберём сюжет этого классического образчика фламандской живописи? Тем более, что сегодня второй день недели, а в это время на канале царит рубрика "Вторник-ёрник", в которой я рассказываю вам о картинах с весёлыми сюжетами.
Итак, начинаем! 6 фактов о картине "Бобовый король".
Факт 1. На полотне запечатлен не какой-то локальный праздник, а застолье в честь церковной Теофании (Богоявления). Отмечается этот день 6 января и называется Праздником трёх королей.
В православии Богоявление близко по смыслу к Крещению, а у католиков - к Рождеству и поклонению волхвов.
Факт 2. Герои уже угостились главным символом празднования Богоявления - "пирогом волхвов".
Это блюдо появилось в 13-14 веке, его рецепты отличаются друг от друга в зависимости от страны, но главной особенностью пирога является запечённый в нём "сюрприз". Как правило, это маленькая фигурка, монетка или боб - символ путеводной звёзды, приведшей волхвов в Вифлеем.
Пирог разрезается на количество частей, соответствующее количеству гостей за столом. Затем самый младший из присутствующих залезает под стол и вслепую руководит тем, кому какой кусочек должен достаться.
Факт 3. Нашедший сюрприз в угощении становился королём. Правда, лишь на вечер. И всего лишь "бобовым".
Новоиспеченный монарх назначал королеву вечера и свиту. Гости периодически кричали «Король пьёт! Да здравствует король!», и весело поддерживали главного персонажа праздника в чревоугодии и выпивке.
Факт 4. На картине присутствует сам Йорданс.
В качестве модели для фигуры короля выступил тесть художника Адам ван Ноорт, а королевой стала дочь Йорданса Елизавета. Самого себя автор изобразил в виде мужчины, поднимающего кувшин.
Факт 5. Йорданс написал несколько "Бобовых королей".
Этот весёлый сюжет был настолько популярен, что художник создавал его повторы снова и снова. При этом, надо иметь в виду, что все полотна были крупными - по два, а то и по четыре метра в длину. Йорданс был очень плодовит в плане творчества и оставил после себя более 700 произведений искусства.
Кстати, практически на всех полотнах его излюбленные модели неизменны: тесть, дочь, сам автор. Но они всегда предстают перед нами в других ракурсах и в другой композиции.
Факт 6. Картина полна скрытых смыслов.
Считается, что "Бобовый король" вместил в себя отсылки к популярным фламандским поговоркам.
Например, собака, просящая лакомство у мальчика, намекает на поговорку "Res immoderate cupido est" ("Жадный не знает меры").
Музыкант, старательно надувающий щёки, символизирует пословицу "Met ееn goed gevulde buik wil het zinger beter Iukken" ("С хорошо набитым животом лучше поётся").
Перед королём стоит копченый окорок и тарелка с маслом. Оба блюда могут рассматриваться как символы gula (чревоугодия) - одного из смертных грехов.
Младенец, решивший добавить картине ещё больше динамики, устроив собаке золотой дождь, символизирует Иисуса.
И это единственный недовольный происходящим персонаж. Во-первых, потому что младенцам положено сладко спать в тишине, а не терпеть гвалт пьяной толпы. А во-вторых, все мы знаем, что ждёт Иисуса спустя 33 года. Тут, знаете ли, не до радости.
Вывод
В целом, я пыталась подвести вас к мысли, что все персонажи полотна - грешники, которых предстоит спасать Сыну Божьему, искупая своей мученической смертью все то, что так талантливо написал Йорданс. А пока они веселятся, не задумываясь ни о чем. И лишь младенец всем своим видом выражает то, что он думает об этой пьяной вечеринке, на которой он совсем не хотел оказаться.
Интересно, что Йорданс, изображающий в своих многочисленных "Бобовых королях" такое бурное веселье с льющимися рекой напитками, в старости принял кальвинизм - довольно строгое в отношении телесных удовольствий и развлечений направление протестантизма.
Видела это полотно воочию - впечатляет. Как размерами, так и техникой исполнения.
А вам нравится "Бобовый король" Йорданса?