Найти тему
Кинолента

Так и надо!: киноляп из фильма «Афоня», который оказался задумкой режиссера

Оглавление
Кадр из фильма Афоня (1975). Афоня (Леонид Куравлёв), слесарь-сантехник.
Кадр из фильма Афоня (1975). Афоня (Леонид Куравлёв), слесарь-сантехник.

После выхода «Афони» на экраны Леонид Куравлев превратился в настоящего любимца зрителей, а сама картина стала одной из лучших работ Георгия Данелии. Кинолюбители ходили на неё по несколько раз, с удовольствием пересматривая каждый момент. Вскоре самым внимательным из них удалось заметить некоторые несостыковки, которые сегодня принято называть киноляпами. Конечно, их наличие не сделало фильм хуже. Скорее наоборот – придали ему ещё большего очарования. Только критики считают, что далеко не все неточности, допущенные в «Афоне», были ошибкой сценаристов или же съёмочной группы. Некоторые из них являлись режиссёрской задумкой, имевший тонкий философский подтекст.

Кадр из фильма Афоня (1975). Екатерина (Евгения Симонова), медсестра.
Кадр из фильма Афоня (1975). Екатерина (Евгения Симонова), медсестра.

Незначительные ляпы

Одним из таких киноляпов стали таблички на кухне героя. Когда поздней ночью Катя пьёт у Афони в гостях чай, на стенах висят таблички с разными предупреждающими надписями. Но утром во время приготовления завтрака стены комнаты вдруг становятся чистыми.

Просматривая киноленту, обратите внимание на сцену, где Афоня и его друг Николай ведут разговор в гостиной. Первый лежит на диване, рядом с которым стоит стол. Но уже в следующем кадре, когда Николая снимают с другого ракурса, стол чудом оказывается в другом углу комнаты. Газета также лежит то вдоль, то поперёк стола, хотя её никто не трогал.

Кадр из фильма Афоня (1975). Николай (Евгений Леонов), штукатур.
Кадр из фильма Афоня (1975). Николай (Евгений Леонов), штукатур.

Ещё один казус в фильме связан с очками штукатура. По сценарию он спит в ванной, а роль прикроватной тумбы исполняет унитаз. В квартире никого нет, к Коле никто не подходил, но аксессуар то и дело меняет своё положение. Вероятно, сцену не удалось снять с первого дубля, а очки в процессе просто кто-то сдвинул.

Не меньшие странности в фильме происходят с пиджаком начальника, отчитывающего Афоню за купание в фонтане. В первом кадре он застёгнут, но, когда главного героя вызывают на сцену для воспитательной работы, пиджак уже нараспашку. В этой же сцене можно заметить удивительное перемещение кувшина с водой – сначала он стоял в центре стола, затем оказался возле Афони, а потом снова вернулся в исходное положение.

Кадр из фильма Афоня (1975). Афоня (Леонид Куравлёв) и Екатерина (Евгения Симонова).
Кадр из фильма Афоня (1975). Афоня (Леонид Куравлёв) и Екатерина (Евгения Симонова).

А чего стоит причёска длинноволосой Елены! Напомним, главный герой влюблён в эту красавицу и мечтает переехать с ней в большой деревенский дом. В своих грёзах Афоня представляет, как в доме бегают дети, пахнет вкусным ужином, а возлюбленная ждёт его с работы и заплетает косичку. Тут монтажёр допустил очередную ошибку: в первой сцене коса заплетена полностью, а во второй её низ распущен, а сама девушка делает ту же причёску. Но кто знает, может она просто нервничала и постоянно теребила волосы?!

Кадр из фильма Афоня (1975). Рабочие собрание.
Кадр из фильма Афоня (1975). Рабочие собрание.

Киноляп с философским подтекстом

Есть в киноленте «Афоня» ещё один интересный момент. Речь идёт о рабочих собраниях, между которыми нельзя найти ни одного отличия. Несмотря на то, что заседания проходят с разницей в одну неделю, люди на них пришли в прежнем составе. Все они были одеты в точно такую одежду и заняли те же места, что и в предыдущий раз.

Кадр из фильма Афоня (1975). Рабочие собрание.
Кадр из фильма Афоня (1975). Рабочие собрание.

Обычный зритель решил, что режиссёр не посчитал нужным переодевать массовку и менять её состав. Но давайте копнём глубже. Критики считают, что это была оригинальная задумка самого Данелии, который в такой способ хотел показать рутинную жизнь простого народа. Глядя на эти сцены, сразу становится ясно, как одевались рабочие люди, как они жили, уставали, общались между собой. Выходит, что это не ляп, а тонкая сатира, придающая «Афоне» особый смысл и демонстрирующая проблемы общества.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и смотрите только хорошее кино.