Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Полеты во сне и наяву» — Мужчины на грани нервного срыва.

«ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ»
(СССР, 1982. РЕЖ. РОМАН БАЛАЯН). IMDb: 7.5 / Я: 7.8

реклама фильма
реклама фильма

Пожалуй — самый сильный фильм о кризисе среднего возраста у мужчин. Конечно, я видел его и в 80-е (но что мог там понять молодой пацан, разве что вздохнуть, что «Терминатор» — интереснее). Конечно и позже я его видел неоднократно, зацепляя кусочки из телевизора. А вот посмотреть внимательно, вдумчиво, в режиме кинопросмотра удалось в первый раз.

Очень сильное кино. Очень точное кино. Сильнейшая роль Олега Янковского, сложнейшая задача режиссера Балаяна — показать экзистенциальный кризис, хтонический ужас мужчины, который за три дня до своего 40-летия осознал, что он стоит на вершине своего биологического цикла, дальше все пойдет под откос — а вершина эта похожа на мусорную кучу и ничего стоящего у него нет. А есть нереализованные амбиции, растраченная способность любить, профуканная жизнь.

«Я есть! Я живой! Я существую!» — в ужасе кричит человечек, пряча этот ужас за дурацкими ужимками, разрушая всю свою никчемную жизнь.

кадр из фильма
кадр из фильма

«Я тоже достоин любви! Я никому не желаю зла! Я хороший! Я умею летать!»

Но лето кончается — а люди не летают. А если и летят, раскачав жизненную ситуацию из-за всех сил — то потом обрушиваются вниз и отползают зализывать раны прочь от праздника жизни.
Твое лето ушло, парень. Осень становится все прохладнее. Зима близко.

кадр из фильма
кадр из фильма

В сценарии его звали Сергей Макаров, в кино он так и остался Олегом Янковским (первоначально на эту роль планировался Никита Михалков), гоняющим по закоулкам старых улиц центра неназванного города Владимир в районе Козлова вала.

кадр из фильма
кадр из фильма

Инфантил ли он? О да! Негодяй и мерзавец он? Наверное… Но его обаяние, харизма, неподдельное страдание от самого себя располагает, на мой взгляд, главного героя этого фильма где-то между Зиловым Олега Даля («Утиная охота» А. Вампилова, фильм «Отпуск в сентябре») и Мюнхгаузеном того же Янковского. И здорово перекликается с Михаилом Платоновым из «Неоконченной пьесы для механического пианино» в блестящем исполнении Александра Калягина. Плохой хороший человек, который задыхается в окружающем его мире.

кадр из фильма
кадр из фильма

В многочисленных рецензиях на этот фильм постоянно педалируется мысль, что Роман Балаян снял едва ли не приговор поздней советской интеллигенции, подвел итог «поколению шестидесятников»… Не знаю. С момента создания фильма прошло больше сорока лет, поменялись поколения, общественный строй, сам быт и провозглашаемые идеалы — а фильм по прежнему остается очень понятным, близким и, оттого — эмоционально цепляющим.

На съемках фильма
На съемках фильма

Режиссер тогда как раз сам находился в пресловутом кризисе среднего возраста — не снимал уже более пяти лет, испытывал серьезные проблемы финансового, личного и творческого плана и очень хотел снять что-то современное, чтобы «выплеснуть всю желчь» и (как он признался потом в воспоминаниях) сам тоже летал во сне, просыпаясь потом с ужасом в окружающую его реальность. Описывая Олегу Янковскому его творческую задачу в этом фильме Роман Бабаян дал образ: «Это фильм про дерево, которое стоит в воде и умирает от жажды».

Это очень удачный образ. Понятный многим мужчинам на грани кризиса среднего возраста.

кадр из фильма
кадр из фильма

Позволю себе закончить цитатой из заметки Ольги Коваленко (журнал «Сеанс»):

«Сережа Макаров зарылся в стог сена, свернувшись комочком. Так опускали руки герои, утомившись держать в одной безразличие, в другой — иронию, и прикрывать ими лицо. В отсутствие всякой маски человек становится ребенком — ранимым, честным, беззащитным. Когда станет страшно и холодно — ребенок примет ту позу, в которой он еще мог решить, появляться ли ему на этот свет. Герой Янковского засыпает себя землей, и та его принимает.»
кадр из фильма
кадр из фильма

Этот канал видят только подписчики, поэтому — подписывайтесь и рекламируйте его. Признателен за это.

Еще?

КИНОкоШКА: «Мессия» — а что, если завтра придет Бог?
Скифская площадь19 августа 2023
КИНОкоШКА: «Дикие истории» — в каждом спит зверь
Скифская площадь13 августа 2023
КИНОкоШКА: «Человеческий голос» — получасовой эмоциональный танец
Скифская площадь2 июля 2023