Навеяло бурным обсуждением в комментариях: почему все так хвалят ESP "Патриота" (владельцы, разумеется), и почему на практике всё не так гладко.
Момент первый. Не путаем кислое со сладким!
Сразу скажу крайне важную вещь. Сегодня мы говорим, в первую очередь, о функции стабилизации автомобиля в движении. Ведь помимо этого в ESP заложены алгоритмы противобуксовочной и противооткатной системы, а также, важнейшие для внедорожника имитации межколёсных блокировок. О последних я вскользь ещё скажу в конце. Но посыл статьи - разобраться именно в нюансах эффективности борьбы с заносом на УАЗ "Патриот". И вот в чём дело.
Момент второй. С чего пошёл спор
Началось всё с того, что в одном бортжурнале на "Драйве" проскочил пост о ДТП с "Патриотом". К счастью, для его водителя всё обошлось благополучно, а вот машина уехала прямиком в утиль. И в комментах, как всегда бывает, тут же начались экспертные разбирательства. Где ваш покорный слуга, как главный диванный эксперт, тоже принял участие. И, так как у автора той записи системы стабилизации на УАЗе не было, тут же нашлись люди, которые "зуб давали", что, будь в комплектации ESP, всё непременно бы обошлось. На что я ответил, дескать, очень вряд ли: пытаться словить уже начавший мести хвостом на трассовой скорости "Патриот" - дело практически безнадёжное. И уже неважно, есть там ESP, или нет. Чтобы без потерь выйти из таких "качелей" нужно обладать навыками опытного раллиста. Ну или хотя бы инструктора по аварийному вождению (разумеется, как 99% комментаторов).
После чего, само-собой, я тут же был закидан различного вида субстанциями. Ибо, как мне объяснили, "ESP на УАЗ Патриот работает лучше, чем на многих иномарках!" И вот на последней формулировке и остановимся.
Момент третий. Почему "эффективная ESP" на УАЗ - иллюзия
Для уже закатавших рукава перед клавиатурой сразу скажу: у меня во владении есть как практически новый "Патриот", так и практически новый Skoda Kodiaq. Оба автомобиля приобретены в салоне, я первый владелец. Говорю это лишь для того, чтобы было понимание: я сравниваю по ЛИЧНОМУ опыту вождения двух полностью исправных автомобилей. А не основываясь на классическом "у соседа есть, я слышал" (как принято в комментах). Итак.
Почему же владельцы УАЗов утверждают, что алгоритм ESP на нашем любимом чуде из Ульяновска "адекватнее современных иномарок"? Я отвечу. Потому, что на современной легковушке или кроссовере (что сегодня почти одно и то же) ESP всерьёз вступает в работу тогда, когда контроль водителем окончательно потерян. То есть, в ситуации, когда исчерпаны все возможности резины, подвески и рулевого управления по удержанию траектории под контролем. А эти возможности на автомобилях последних полутора десятилетий очень и очень высоки. И предел устойчивости, соответственно, находится в очень высоком скоростном диапазоне. И, разумеется, когда наступает снос или занос - а наступает он на трассовых скоростях резко, - среднестатистический водитель просто не успевает ничего понять. И конечно, действия системы, которая уже вовсю пытается спасти и человека и сам автомобиль, кажутся ему "резкими и неадекватными". Хотя, разумеется, по факту всё наоборот.
А что на УАЗе?.. А на УАЗе, с конструктивом из середины 70-х годов, ESP срабатывает при любом более-менее резком повороте или перестроении. А если на грунтовке - достаточно километров 30-40 в час. И это не просто слова - поверьте человеку, который от дома до асфальта ездит по полевой грунтовке каждый день. Другими словами, ESP на УАЗ "Патриот" работает практически всегда, когда вы поворачиваете руль чуточку быстрее, чем нужно. Даже если скорость совсем смешная. А на таких скоростях что происходит? Правильно: любой водитель и сам замечательно предвидит и контролирует снос/занос.
Вот и кажется таким товарищам, что ESP на отечественном внедорожнике плавная и мягкая, а на проклятых буржуйских повозках - "дёрганая и неадекватная" . Это иллюзия, друзья. И создаётся она, повторюсь, оттого, что на скоростях выше 40, при любом мало-мальски резком манёвре, где любая иномарка просто едет, УАЗ уже вовсю мигает лампочкой. И, разумеется, ESP справляется: скорость-то смешная! Вот и весь секрет её "эффективности". Повторюсь, я имею возможность наблюдать и сравнивать поведение двух машин лично и регулярно.
Выводы. От ESP на УАЗ "Патриот" нет толку?..
Есть. Просто, как всегда бывает в разговоре с фанатиками, меня не правильно поняли. Ну, или не хотели понимать (что вероятнее). Так вот: лично у меня вопросов к настройке ESP на "Патриоте" - ноль. Доводчики BOSCH и УАЗ действительно сделали всё, что было в их силах. Но проблема-то не в ESP, поймите, наконец! Проблема в том, что на скоростях выше городских ни одна система мира не способна удержать двухтонный шкаф с архаичной конструкцией прошлого века. Ну физику-то не обманешь, ребят. И если УАЗ "Патриот" вошёл в режим "маятника" на хорошей скорости (80 и выше) - всё, баста. Это кювет или встречка в подавляющем, абсолютном большинстве ситуаций. И помочь здесь может только везение или быстрые и правильные действия водителя. А последнего в 99% случаев ждать точно не стоит. И я в этот процент вхожу, если что. Ведь это только в комментах у нас все Колины Мак Реи и учат, как избегать аварий. На деле же... Ну вы знаете.
И ещё раз, для закрепления сказанного в защиту моей позиции: ESP на УАЗе отличная! Она на этой машине есть абсолютное благо, и уж точно лучше пусть она будет - какие-то несложные ситуации она действительно способна купировать и помогать водителю. Да и на бездорожье имитации блокировок работают просто великолепно - тому подтверждением и куча роликов и мой собственный опыт. Но речь-то в том посте изначально шла про трассу! Но... всем как всегда. Фиолетово. Ведь тот, кто критикует любимую марку, априори не прав. А если хочешь научиться водить и вообще правильно жить - см. комментарии. Верно говорю, друзья?