«Незнайка на Луне» - третья и заключительная часть знаменитой трилогии Николая Носова. В детстве многие зачитывали эту книгу до дыр, даже не понимая, какой глубокий философский смысл содержат её страницы. Мало того, многие сцены, описанные писателем в этом произведении, стали пророческими. Не верите? Судите сами.
Лихие 90-е
В своей книге Носов рассказывает про общество, главными в котором являются ослы. В 60-е годы, когда роман вышел в свет, байки про капиталистов всерьёз не воспринимались. Тогда у многих читателей возникал вопрос: «Как человек с чувством совести и долга мог вообще нормально жить?». Ответ на него пришлось искать в 90-х, когда многие социалистические незнайки оказались в том самом ужасе.
Добрые и наивные люди после распада Союза не понимали, как жить. Одни сгинули, вторые озверели, третьи стали бизнесменами, но никто, кроме ослов, так и не принял новое мироустройство. Читая описание Луны, мы можем увидеть современную жизнь во всей её красе. Там есть и современное антиискусство, и назойливая реклама, и загнивающая система здравоохранения, и моральная деградация.
Появление соцсетей
Помните главу, в которой Тюбик рисует малышек? Уже после первого портрета, на котором Синеглазка так красиво получилась в синем платье, Самоцветик потребовала от юного художника нарисовать ей такой же наряд. Вслед за платьем Тюбику пришлось заменить карие глаза голубыми, увеличить ресницы, сделать золотистыми волосы… Увидев это, остальные малышки тоже начали просить сделать им ротик поменьше, глазки больше, а реснички подлиннее. В итоге Тюбик просто вырезал шаблон, прикладывал его к холсту и обводил карандашом. Ему оставалось только раскрасить портрет по желанию клиентки. Сходства ноль, но все довольны. Прям как с фильтром в социальных сетях.
Акционерные общества и манипуляции через СМИ
В своём произведении Николай Носов поднимает ещё одну важную тему – манипуляции в СМИ. Как было сказано в книге, лунатики покупают только те вещи, о которых читали в газете либо видели в рекламном объявлении. После этого они могут купить даже то, что по им факту не нужно. Это подтверждает нынешний социум, который с лёгкостью ведётся на рекламу по телевиденью и интернету.
А помните «Газету для дураков»? Все, кто её покупал, говорили, что делают это только ради интереса. К слову, газета велась умно, ведь даже для глупых в ней было всё ясно. В результате тираж расходился за день. Как точно писателю удалось посмеяться над простым обывателем! Только подумайте, каждое утро мы просыпаемся и читаем ленту новостей, чтобы узнать, что же в ней для «дураков» пишут. Ну а Лёня Голубков?! Неизвестно, вдохновлялся ли Сергей Мавроди этой книгой, но история с растениями-гигантами из «Незнайки на Луне» весьма напоминает аферу с МММ.
Отели all inclusive и кинематограф
Многие образы в книге носят пророческий характер. Взять тот же остров дураков, жители которого целыми днями ничего не делают, а лишь едят и отдыхают. Ничего не напоминает? Это же вылитые отели «всё включено»! А то, что от глупых фильмов люди превращаются в баранов и с них состригают шерсть, чтобы заработать деньги - это мощная аллегория, которая теперь касается всего мира. «Глядя каждый день, как герои этих кинолент прыгали, бегали, стреляли из пистолетов, можно только поглупеть, но уж точно не набраться ума», - пишет в своей книге Носов.
Анализируя роман «Незнайка на Луне», начинаешь удивляться, как же его не сожгли на какой-нибудь площади, а автора не посадили. Тогда поступили проще – сняли по книге мультфильм. Качественный, но пустой. Там уже нет образа светлой Земли и страха перед несправедливостью. Их заменили проблемами с экологией, а главному герою дали в подруги Кнопочку, чтобы получилось, как в голливудских фильмах. И книга сразу же сдулась, стала домашней, спокойной и совсем не опасной.