Центральной осью ансамбля Нижнего парка Петергофа является Большой каскад и Морской канал. Большой каскад представляет собой фонтанный комплекс украшенный бронзовыми статуями, бюстами, вазами, чашами, барельефами... Строительство Большого каскада велось параллельно со строительством дворца с 1715 по 1724 года.
Для возведения столь масштабного и сложного в техническом плане сооружения были привлечены лучшие зодчие и инженеры-гидравлики. С 1714-1716 года все работы в Петергофе выполнял Браунштейн. Немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн составил план Нижнего парка и Верхнего сада и заложил основу петергофского ансамбля. Вот неполный список работ выполненных немецким зодчим в Петергофе: павильон "Эрмитаж", дворец "Марли", каскады "Золотая гора" и "Шахматная гора", фонтан "Пирамида", Большая оранжерея, сады "Бахус" и "Венера", возведение Верхних палат, которые впоследствии, стали основой Большого Большого Петергофского дворца, и, конечно, его Большой грот, который и стал основой Большого каскада.
Затем три года, по 1719 год строительство Петергофа курировал выдающийся французский архитектор Жан-Батист Леблон, назначенный Петром I главным архитектор Санкт-Петербурга. После смерти Леблона, в 1719 году работы продолжил все тот же Браунштейн совместно с итальянский зодчим Николо Микетти - главным придворным архитектором Петербурга и его пригородов с 1719 по 1723 год.
Несмотря на то, что архитектурный облик Большого каскада складывался в течение многих десятилетий, первоначальный замысел всего сооружения, задуманного Петром I оставался неизменным. И в этом его прелесть и достоинство!
Конечно, нельзя не упомянуть имена людей, чей кропотливый труд воплотил в жизнь такой грандиозный и сложный инженерный проект как создание фонтанной системы Петергофа. Первыми мастерами, занимавшиеся строительством фонтанов Петергофа были француз Поль Суалем и итальянцы, братья Барратини, а также русский инженер Василий Григорьевич Туволков, петровский "пенсионер", обучавшийся за границей гидротехническому искусству.
Огромная заслуга в том, что система фонтанов начала успешно функционировать принадлежит Василию Туволкову. Именно его знания и талант позволили безо всяких насосов разработать самотечную систему работающих фонтанов. Русский инженер, проведя исследования местности, выполнил точные расчеты и построил Ропшинский канал, а также пруды и шлюзы для постоянной подачи воды. Конечно, помогла природа, благодаря естественному наклону к морю и богатых запасов воды система работала и работает до сих пор. Созданное Туволковым и по сей день является замечательным памятником гидротехнического искусства XVIII века.
Архитектурное решение Большого каскада выполнено следующим образом: между двух массивных лестниц для прогулок, протянувшихся от верхней террасы дворца до центральных партеров, расположены Большой грот, Малый и широкие, изогнутые мраморные ступени каскадных лестниц по которым вода от фонтанных струй стекает вниз в чашу фонтана "Самсон". Малый грот с террасой, пол которой выложен плитками в виде черно-белых квадратов, находится над Большим гротом. Друзья, если я вас не запутал объяснением, то примерно так и есть.
Основное декоративное оформление Большого каскада составляет скульптурное убранство. Сегодня каскад украшают 37 бронзовых золоченых статуй, более сорока ваз и барельефов, большое количество маскарон, раковин, скульптур животных. Скульптурные изображения выполнены в виде фигур известных античных героев римских и греческих мифологий, например: Геракла, Зевса, Актеона, Персея, Нептуна, Кентавра, Галатеи и многих других.
Таким образом, 225 различных фигур из мрамора, бронзы и свинца создают тот неповторимый и роскошный вид Большого каскада. Конечно, архитекторы и скульпторы, создававшие это великолепие по задумке императора Петра Великого, вложили особый смысл в каждую скульптуру. Языком аллегории они передали суть общей композиции - прославление Российского государства и победы русской армии в Северной войне. Оформление каскада выполняли лучшие скульпторы Франсуа Васс, Иоганну Конраду Оснер и знаменитый Бартоломео Карло Растрелли.
К концу XVIIIвека позолоченные скульптуры, изготовленные из свинца, утеряли свой презентабельный вид и красоту. В 1806 году их заменили бронзовыми. Часть скульптур были копиями античных мастеров, другая - работы лучших отечественных скульпторов того времени: Мартова Ивана Петровича - представителя русского классицизма, автора многих известных памятников, в том числе и памятнику Минину и Пожарскому в Москве; Козловского Михаила Ивановича - мастера монументальной скульптуры, академика и профессора Академии художеств, среди его учеников известные скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский; Шубина Федота Ивановича, помимо многочисленных скульптурных портретов крупнейших деятелей Российской империи, известного еще как мастера-костореза холмогорской резной кости...
Конечно, за эти столетия фонтанная система и скульптурная составляющая подвергались реставрациям, так в начале XIX века, помимо упомянутой выше в тексте замены статуй со свинцовых на бронзовые, были выполнены работы по замене деревянных лестниц на гранитные, старых водомет на новые, усовершенствованные...
С 1850 года должность главного архитектора Петергофа занимал Николай Леонтьевич Бенуа. В 1858-1860 годах под руководством Бенуа проведены очередные реставрационные работы, на этот раз по плану архитектора были капитально отреставрированы гроты Большого каскада, для этих целей состоялась разборка каскада и самих гротов.
А вот следующие реставрационные работы, точнее восстановительные потребовались по причине разрушения. Да, виной тому оккупация Петергофа войсками фашистской Германии, фактически, после освобождения города на месте дворцово-паркового ансамбля остались руины. Вместе со страной из руинов поднимался и Петергоф. Работы по возвращению к жизни дворца и фонтанов продолжались в течение десяти лет. К 1956 году все объекты Петергофского дворца и его фонтанов были полностью восстановлены.
И завершающим штрихом всей композиции Большого каскада, его композиционным центром является несравненный "Самсон". Не буду повторяться, с информацией о нем и фото с разных ракурсов фонтана вы, друзья можете ознакомиться в третьей части публикаций о дворцово-парковом ансамбле "Петергоф".
Из года в год, вот уже не одно столетие благодаря таланту архитекторов, специалистов гидроинженерии, реставраторов фонтаны Петергофа привлекают внимание людей со всего света своей художественной выразительностью и мастерством исполнения, недаром, наряду с другими Петербургскими историческими памятниками, Петергоф является объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
На сегодня всё, продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!