Сегодня Абакан по праву гордится достижениями муниципальной системы образования — об успехах абаканских школ, педагогов и их воспитанников мы регулярно рассказываем на страницах нашего издания. Фундамент столь успешной системы годами создавался трудом, энергией и управленческими талантами многих педагогов. К их числу относится и Лидия Андреевна ПЕТРУК, создатель, руководитель и идейный вдохновитель одного из лучших общеобразовательных учреждений не только Абакана и Хакасии, но и неоднократного лауреата всероссийского конкурса «Сто лучших школ России» — абаканского лицея.
Четверть века Лидия Андреевна руководила сначала абаканской школой № 14, впоследствии ее стараниями преобразованной в лицей. Благодаря ее управленческому таланту, характеру и, самое главное, любви к своим воспитанникам, стремлению создать в школе такие условия, чтобы каждый ученик имел возможность реализовать свои мечты, лицей и стал таким образовательным учреждением, каким его сегодня знают все. В преддверии нового учебного года еженедельник «Абакан» попросил Лидию Андреевну поделиться своим опытом успешного развития школы.
Из Кустаная — в Абакан
Это сегодня для многих горожан имя Лидии Петрук неразрывно связано с лицеем Абакана. Вообще в наш город молодой учитель математики, выпускница Кустанайского пединститута, переехала, можно сказать, по воле случая. После института молодой педагог успела отработать один год в Челябинской области, куда была направлена по распределению. Супруг Лидии Андреевны, работавший в авиации, собирался перевозить семью на север, в Дудинку. По просьбе одного из коллег поменялся с ним местом службы: коллега улетел на север, а семья Петрук переехала в Абакан.
— Помню, тот коллега так рассказывал моему супругу об Абакане: «Зимой там холодно, как на севере, а летом жарко, как на юге». Это оказалось правдой. Вообще Абакан нам сразу понравился. Однако с жильем сначала было непросто, и нам пришлось арендовать частный дом в селе Калинино. Супруг работал в аэропорту, я пошла работать учителем математики в Калининскую школу. Кстати, там моей ученицей была Ольга Павловна Барсук — она и в те годы была очень активной, руководила комсомольской организацией в школе. Позже наша семья получила квартиру в Абакане, и я перешла на работу в школу № 19. 1 сентября 1987-го я в должности заместителя директора по учебной работе впервые встретилась с коллективом 14-й школы, ставшей для меня вторым домом. Позже по инициативе Галины Ананьевны Алексеенко меня назначили на должность директора школы, и 25 лет пролетели, как один день, — вспоминает Лидия Андреевна.
На пути к инновационной школе
На момент назначения Лидии Андреевны руководителем школа № 14 была обычным общеобразовательным учреждением Абакана. Интересуюсь у собеседницы, что побудило ее на такие преобразования, что позволили школе стать одной из лучших в городе: честолюбие руководителя или, может, указание из гороно? Как оказалось, совсем другие причины…
— Для меня, как для педагога, всегда было важно, чтобы ребенок в школе имел возможность реализовать и развить все свои таланты, чтобы в школе ему было уютно и хорошо. В этом я видела свою главную задачу в должности руководителя. Чтобы ученик достиг своих целей, нужен хороший учитель. Поэтому я обратилась к руководителю Хакасского института развития образования Сергею Васильевичу Росяйкину с просьбой помочь в разработке программы развития — как для школы в целом, так и для каждого педагога в частности. В то время его заместителем по научной работе была Ирина Владимировна Кацебина, благодаря ее поддержке и помощи мы разработали такую программу — «Технология перехода и поддержания школы в режиме развития». Год ушел на разработку программы, мы четко прописали для себя, каким мы хотим видеть нашего выпускника и что для этого нужно сделать. Одним словом, вектор развития школы был определен. А дальше последовала работа по реализации разработанной программы по переводу школы в режим развития. К 2005 году нашему коллективу удалось создать все необходимые условия, чтобы перейти на лицейское образование. Мы были не просто школой, а инновационной площадкой в Хакасии. Я сама вела авторскую программу для коллег «Управление развитием школы». На базе нашей школы постоянно проводились конференции, открытые уроки, методические семинары по самым разным темам. В таких условиях учителю-предметнику, когда к нему на открытый урок постоянно приходят коллеги-учителя, эксперты-ученые из институтов развития образования, волей-неволей приходилось готовиться к урокам соответственно статусу мероприятия. Да, с одной стороны, мне было жалко так загружать коллектив, ведь у учителей свои семьи, дети, требующие внимания. Но иначе мы бы не подняли нашу школу на тот уровень, на котором лицей находится сегодня. С коллегами мы реализовали столько интересных программ! Каждая победа во всероссийском конкурсе давала право участвовать в еще более интересном проекте, откуда ты с командой возвращался уже с новыми идеями, новым видением — это были колоссальные импульсы к дальнейшему развитию!
— «Инновационный ученик — инновационная школа — инновационная страна» — эти слова стали главным девизом нашей работы. Мы многого успели добиться, пройдя путь от традиционной школы с углубленным изучением предметов до учреждения, активно реализующего инновационные программы. Программы эти очень интересные. И главное — они ориентированы на каждого из лицеистов, помогают им определиться с выбором будущей профессии уже во время учебы. В 2007-м лицей стал победителем первого всероссийского конкурса «Инноватика в образовании« и был удостоен кубка «Жемчужина российского образования«. В 2013 и 2014 годах заслужил звание лауреата всероссийских конкурсов «100 лучших школ России« в номинации «Лучший лицей«. В 2014-м удостоен статуса «Ассоциированная школа ЮНЕСКО«. В 2015 году стал победителем всероссийского конкурса «Новаторство в образовании« и лауреатом конкурса «Веб-лидер«. Тогда же лицей был признан лауреатом всероссийского конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию «70 лет Великой Победе«. А в 2016-м удостоен статуса федеральной инновационной площадки по теме «Образовательная робототехника«, — с азартом — даже сегодня, спустя время — рассказывает Лидия Андреевна.
Обо всех наградах и достижениях лицея под руководством Лидии Андреевны рассказать в рамках одной публикации невозможно. Ведь про каждую из лицейских программ Лидия Петрук готова рассказывать очень подробно и много. Интересуюсь у своей собеседницы, можно ли считать, что переезд лицея в новое современное здание стал наградой за столь успешную работу всего коллектива?
— Наверное, при принятии решения о том, что в новое, оснащенное необходимым современным оборудованием здание переедет именно наш лицей, Николай Генрихович учитывал результаты работы коллектива. Поэтому выбор был сделан в нашу пользу. Сегодня новая команда педагогов и управленцев под руководством Ирины Лаврентьевны Яковлевой доказала, что лицей оправдал доверие города. Разработана и реализуется новая, уже 5-я по счету, программа развития лицея. Результаты мы видим: достижения учеников, педагогов. Слагаемые успеха просты: совместная работа всего коллектива, подключение родительского сообщества, заинтересованность учеников. А руководитель должен постоянно ставить все новые и новые цели, задавать вектор развития. Я очень рада, что все это очень хорошо получается и наш лицей уверенно идет по пути постоянного развития, — отвечает на мой вопрос Петрук.
В начале августа, в преддверии Дня города, Алексей Лемин встретился с людьми, внесшими большой вклад в дело развития Абакана. Получилась настоящая встреча добрых друзей, которых объединяет одна цель — сохранять славные традиции столицы Хакасии и создавать в ней новое и современное. Конечно же, среди приглашенных была и Лидия Петрук.
Ольга КАРАЧАКОВА