«Накормить моего ребенка — задача не из легких», — такое утверждение часто слышат педагоги в детском саду от родителей воспитанников. Каково же бывает родительское удивление, когда воспитатель говорит: «Ест всё». Первая реакция — недоверие. Главный вопрос — как? Сегодня мы решили поделиться некоторыми правилами. Но прежде чем что-то утверждать, необходимо изучить данный вопрос с педиатром.
Педиатры подчеркивают: аппетит — это один из важных показателей состояния здоровья малыша. Да, есть объективные причины того, что ребенок не хочет есть (о них нужно проконсультироваться с врачом). Но если кроха здоров и все рефлексы в норме, то от еды он отказываться не должен.
Вкусовые предпочтения ребенка складываются, как правило, под влиянием пищевого стереотипа семьи, говорят эксперты Союза педиатров России. Если в семье преимущественно едят мясо или есть пристрастие к сладкому либо мучному, то и у ребенка будут такие же предпочтения. Отказ малыша от определенных видов пищи, например, молока, рыбы или фруктов, нередко носит семейный характер. Это генетическая предрасположенность.
Мамы, папы и бабушки часто сами виноваты в том, что малыш не хочет есть. Вот их главные ошибки:
- развлекают ребенка во время еды;
- не следуют режиму питания;
- в перерывах между основными приемами пищи подкармливают его сладостями;
- дают пить много соков;
- заставляют ребенка есть то, от чего он категорически отказывается, а потом переживают, когда у малыша начинается рефлекторный негатив.
— Ребенок будет плохо есть, если он переутомлен, если его посадить за стол разгоряченным подвижной игрой или расстроенным, со слезами на глазах, — объясняют педиатры. — Кроме того, при перегреве повышается жажда, а потоотделение и аппетит уменьшаются. Поэтому настойчивое кормление детей в жару, в душном жарком помещении или во время лихорадки может вызвать у них отторжение.
Правило первое. Никогда не заставлять ребенка есть. Никаких ложечек за маму и за папу, никаких самолетиков, летящих в ротик. Если ребенок не хочет есть — пусть не ест. В особых случаях персонал может докормить ребенка, но опять же не доводя процесс до абсурда.
А для того, чтобы заинтересовать детей, воспитатели могут «рекламировать» еду, презентовать каждое блюдо с точки зрения привлекательности.
Правило второе. Не надо устраивать из приема пищи ажиотаж. Чем меньше внимания акцентируется на завтраке и обеде, тем спокойнее ребенок поест. В саду существует еще и такое важное правило, как «все вместе, или друг с другом»: садятся за стол все, едят все, никого не уговаривают и не пичкают едой. И обязательно хвалят, если кто-то доел первым или попросил добавки: «Миша у нас настоящий богатырь. Вон как кашу хорошо кушает, силу наедает». «Малоежки» смотрят на детей с хорошим аппетитом и сами едят лучше.
Начиная со средней группы дети активно участвуют в сервировке стола — раскладывают приборы, помогают младшему воспитателю накрывать на стол. В этом тоже есть своя магия — в дошкольном возрасте дежурство в почете, оно приносит удовольствие. Вот вам сила детской мотивации.
Правило третье. В детском саду нет никаких перекусов между едой. Завтрак, обед, полдник и ужин, и все строго по расписанию. Никаких печенюшек, конфет, любимых бутербродов. Даже стакан безобидного сока или молока способен надолго отбить аппетит. И дома должно быть то же самое. Уже через две недели ребенок привыкнет к такому распорядку приема пищи.
Правило четвертое. Аппетит надо нагуливать — это золотое правило. Видели бы вы, как дети после прогулки несутся в группу на обед. И чем активнее она прошла, тем быстрее сметаются со столов первое, второе и компот. Даже если «малоежка» не обратил никакого внимания на завтрак, обед будет съеден стопроцентно, без всяких вербовок в «общество чистых тарелок». Малыш еще и добавки попросит.
Есть еще несколько секретов, которыми в детских садах активно пользуются, главное — доброжелательность и терпеливость воспитателей. Педагоги прекрасно понимают, что любой процесс в воспитании и обучении за один день не проходит. Только системный подход. Никаких дедовских методов — походов в угол за несъеденную миску супа, угроз надеть тарелку манной каши на голову и прочих ужасов.
Подсказки для родителей
- По возможности ешьте вместе с ребенком: так он научится копировать поведение за столом других людей.
- Предлагайте малышу два варианта блюд — сначала основное, а потом что-то с любимым продуктом: так прием пищи станет интереснее и разнообразнее.
- Хвалите ребенка, если он хорошо поел, но не переусердствуйте: дети любят, когда их хвалят.
- Нахваливайте еду: «Ах, какой вкусный сегодня суп!» Взрослые — ролевая модель для ребенка. Если они похвалили еду, малыш с большей вероятностью захочет ее попробовать.
- Давайте ребенку маленькие порции: если он все съел, похвалите и предложите добавку.
- Чаще предлагайте малышу есть самостоятельно: дети любят, когда им доверяют.
- Кормите ребенка в тихой и спокойной обстановке, без игрушек, книжек и телевизора: кроха не может сконцентрироваться на всем сразу, яркие развлечения отвлекут его от еды.
- Любой прием пищи не должен занимать больше 20–30 минут, после этого не надо давать никакой еды до следующего раза. Иначе он так и не проголодается.
- Если ребенок говорит или показывает, что наелся, просто уберите еду: не нужно при этом никаких негативных комментариев.
- Пофантазируйте. Нелюбимые продукты в другом исполнении могут прийтись малышу по вкусу. Если ребенок ест с неохотой гречневую кашу, возможно, ему понравится гречневая каша с яблоком или айвой. Если ест недостаточно фруктов, попробуйте предложить ему фруктовый салат или, например, вырежьте из фруктов разнообразные фигурки. Не ест кабачки — предложите ему кабачковые оладьи, в них можно добавить морковку и яблоки.
Если выполнять эти нехитрые советы, вскоре «неедяки» и «малоежки» станут детьми с хорошим аппетитом, а родители — счастливыми «кормильцами». Желаем вам успехов!
Юлия ШМИДТ,
д/с «Светлячок»
Фото из открытых источников