Найти тему
По дороге с облаками

День 10. 6902 шага. Кирково

Эта статья очень важна для меня.

Я никогда не слышала об этой деревне. Она не на трассе, немного в стороне.

Как вы, наверное, понимаете, большую часть того, что я пишу, я раньше и сама не знала. Собираю информацию, перерабатываю, рассказываю вам. Так я узнала про Кирково. Читала и плакала.

Деревня не петровских времен, известна уже с 1500 года. Небольшая, одна улица.

Прошло совсем немного времени, и началась война. Эти территории были оккупированы.

За время оккупации в деревне погибло более 60 человек, 40 из них - дети.

Случай, который потряс всех - расстрел 10-летнего Вани Григорьева и 16-летнего Толи Пухтеева. Они пытались украсть хлеб из немецкой столовой. Не удалось, их поймали.

Три дня мальчиков держали в сарае. Днем в назидание всем водили босиком по деревне (была зима 1942 года, очень суровая). Через три дня их вывели за деревню на холм у речки и расстреляли.

Перед расстрелом один из фашистов сфотографировал мальчиков. Позже эту фотографию кто-то ночью подсунул под дверь одной из матерей. Они разделили фото на две части. Фотография Вани Григорьева сохранилась, передана в Музей Обороны и Блокады Ленинграда.

-2

Эта история стала известна небольшому коллективу скульпторов ЛХУ им.В.А.Серова. Они создали целый мемориальный комплекс из девяти памятных знаков в традициях русского деревянного зодчества.

Комплекс был полностью открыт в 1987 году. Назван он, как и памятник на месте расстрела мальчиков, "Памятник расстрелянному детству".

К сожалению, впереди были 90-е, когда многим было не до памятников. А дерево - материал недолговечный. В настоящее время установлен только один знак.

Архивные фото знаков есть. В карусели - их вид в 2004 году.

Памятный знак на месте гибели Бори Левошкина. Носил в лес еду партизанам, был застрелен в поле
Памятный знак на месте гибели Бори Левошкина. Носил в лес еду партизанам, был застрелен в поле
Памятник на месте расстрела детей.
Памятник на месте расстрела детей.

Сейчас есть надежда на возрождение мемориала. Те же скульпторы, которые его создавали, готовы его повторить - на этот раз в граните.