Марья Ивановна:
— Сейчас каждый произнесет свой любимый глагол.
Ученики:
— Спать.
— Кушать.
— Гулять.
Вовочка:
— Чтоб меня не выгнали из класса, я скажу так: улучшение демографической ситуации в стране.
Судя по обилию вопросов, приходящих ко мне на почту, да и статей в сети, демография очень беспокоит многие умы. Особенно мужские. Предложений по повышению рождаемости море. Тут и отмена пенсий, и различные преференции, и социальное жилье для многодетных. Выбирай на любой вкус.
И все эти меры действительно слегка могут поднять циферки рождаемости. Но только слегка. Сейчас у нас в стране коэффициент рождаемости на одну женщину составляет 1,46. При этом непосредственно у русских, которые, как известно, менее многодетны, разница не такая большая — 1,42.
Это не самый плохой мировой показатель. Например, у Южной Кореи коэффициент вообще стремится к 0,8. И хоть кол на голове теши, никак эти самые заветные циферки всерьез не поднять. А все почему?
Потому что бытие определяет сознание. И количество детей уменьшается ровно в тот момент, как страна, любая, совершает так называемый технологический переход. То есть вместо крестьян, которые преимущественно пахали землю, основной массой населения становятся рабочие на заводах.
Отсюда и проживание в городах, и многие другие прелести жизни. Что же происходит такого страшного в момент технологического перехода, что женщины перестают массово рожать?
А тут все очень просто. Детей приходится дольше учить. То есть когда новому работнику в поле было достаточно пары лет в церковно-приходской школе, то в среднем на одну женщину приходилось 6-7 детей. Да, у одних могло быть 12, а у других один, но это именно средний показатель. Как только понадобилось уже хотя бы 4 класса образования — коэффициент рождаемости снизился до 4-5 детей на одну женщину. Восьмилетка — и вот мы уже имеем коэффициент меньше 3.
Чем дольше семья тратит времени и денег на обучение ребенка и ввод его во взрослый мир, тем меньше детей родители могут воспитать и обучить. Причем это происходит вне зависимости от строя, капиталистического или же социалистического, и других особенностей политической, экономической и социальной систем. Плюсом - увеличение возраста рождения детей для женщин. Банальный цикл производства детей, так сказать, просто стал слишком долгим.
Помощь государства в этом вопросе, конечно, неоценима. В смысле не бесплатная раздача «Виагры». Тут граждане массово как-то сами справляются. Ни свечку держать, ни даже это самое — не приходится. А в вопросе воспитания и обучения детей. Наличие детских садов, продленок в школе и многое другое поддерживает рождаемость. Но только поддерживает. Никакого взрывного роста демографии ждать от социальных мер поддержки не приходится. И даже прямая оплата работы мамой не поможет.
Увеличение периода обучения в пять раз приводит к обрушению количества рождений на одну женщину в те же пять раз. И это не специфика непосредственно нашей страны. Во всем мире так. У нас как раз ситуация корреляции образования и рождаемости получше будет.
На данный момент в России около 40% населения имеет высшее образование. Это самый высокий показатель в мире. Это значит, что срок обучения почти для половины молодежи составляет около 16 лет: 11 — школа, 5 — институт. А если прибавить к этому еще и дошкольное образование, как минимум два последних года в детском саду, мы уже получаем 18 лет обучения.
При этом, несмотря на подработки, родители обязаны своих чад обеспечивать до окончания института. По крайней мере тех, кто находится на дневном обучении.
Вот и весь секрет демографии. Хотите больше детей? Уменьшите срок образования. Верните восьмилетку как массовое обучение и создайте систему рабочих мест для выпускников. И получите демографический взрыв на значения выше простого воспроизводства. То есть выше, чем в среднем 2,1 года для ребенка.
На самом деле даже проблемы в виде сильно усложнившегося мира не существует. Современные трехлетки легко взламывают пароли на гаджетах родителей, а 10-летние ребята уже подрабатывают в сети написанием простеньких кодов.
Да, есть серьезные сферы деятельности, например атомная энергетика. Там нужно большое базовое образование. Но его можно получать простым отбором из стажеров, которых будут посылать на целевое обучение. Как это делали во времена СССР, когда переходили от малого образования к большому. В 40-х и вплоть до самых 70-х годов в вузах огромное количество учащихся были взрослыми людьми, с профессией и зачастую с детьми. И обучаться ехали от своих предприятий, показав интерес к профессии и даже заимев какие-то собственные кейсы или портфолио.
Так тоже можно делать. И не факт даже, что наша экономика или технологический прогресс от таких мер замедлится. Скорее наоборот - система станет менее бестолковой, и будет по максимуму избавлена от случайных людей. Другое дело, что на столь радикальные меры пока никто не собирается идти. Хотя бы потому, что придется резко перестраивать не только образовательную систему, но и рынок труда.
Вот такой он — маленький грязный секрет демографии. Чем дольше ребенку учиться, тем меньше детей будет. А остальное уже от лукавого. В том числе и скрепы, наличие гарантированной, хоть и маленькой пенсии, общий градус разврата в обществе, мода на разводы, разрешение на аборты и многое другое. И даже наоборот. Сначала детей становится меньше, а потом уже люди начинают дурью маяться.
Ну вот как-то так.