Найти тему
Елена Миронова

«ПАРНИШКА И ЕГО ПИТОМЕЦ»

 

 

«ПАРНИШКА И ЕГО ПИТОМЕЦ»

 

В тенистой прохладе автобусной остановки, на лавочке, в ожидании своего транспорта сидел паренек лет пятнадцати и держал в руках рулетку с поводком, на который был пристегнут его питомец – красивая собачка небольших размеров, находившаяся поодаль от хозяина на самом солнцепеке жаркого июльского дня.

Сидевшая рядом с молодым человеком женщина задала ему несколько уточняющих вопросов про породу собачки и ее содержание в квартире, а стоявший рядом мужчина отметил «воспитанность» животного, каждый раз оборачивавшегося к хозяину, когда к остановке подъезжал очередной автобус. Питомец как бы безмолвно уточнял у хозяина: нужный ли транспорт подъехал?

 

Из очередного автобуса вышла женщина пожилого возраста, которая, заприметив сидевшую на асфальте собаку, сразу же стала причитать: «Ох, как же ты сидишь-то, бедняжка, на жаре? У тебя же шерсть вон какая плотная! Уже совсем измучилась, наверное, и воды нет, а ты язык как высунула. Бедняжка, смотреть на тебя больно, как ты изнываешь! Давай помогу!» 

Женщина подошла близко к собаке, отчего той пришлось отодвинуться – подальше от женщины и поближе к хозяину. После этого дама встала рядом с собачкой так, чтобы лучи солнца не падали на животное.

 

Через пару минут подошел нужный транспорт, и парень вместе с питомцем быстро поспешили в автобус.

 

Уже на сессии в кабинете психолога, рассказав произошедшую с ним и с его питомцем историю, Игорь начал размышлять о том, что его Мишель, собачка породы Сиба-Инь, очень любит «загорать». То есть где бы она ни находилась, она обязательно постарается занять такое место, куда падают лучи солнца. «На даче она может весь день провести в саду, каждый раз переходя на новое место, если на старое ложится тень. А зимой в квартире Мишель вообще «путешествует» из одной комнаты в другую: в зависимости от того, в которой из них появляются лучи солнца до полудня, а в которой – после полудня», – закончил Игорь свой рассказ. 

 

После Игорь задумался и пояснил свою паузу: «Не могу понять, почему я рассказываю вам эту историю? Может, потому, что я не успел объяснить все той женщине? Или потому, что она думает обо мне как о плохом хозяине? Или потому, что я не понимаю, почему кто-то, не знакомый с Мишель, думает, что он лучше меня знает ее? Если честно, хочется подальше от таких людей держаться, которые лезут в чужие дела, когда их не просят об этом… О, теперь я понял, почему у меня настроение испортилось вчера вечером!» 

 

Одна небольшая история, в которой сконцентрировалось так много всего. 

 

Во-первых, на примере истории, произошедшей на остановке, хорошо прослеживается восприятие одной и той же ситуации разными людьми (ниже по ленте я писала свои размышления-текст под названием «Картина мира»). Кто-то увидит одну приятную, солнечную историю, когда другой воспримет произошедшее как драму; кто-то будет зрителем, а другой выберет для себя роль спасателя и будет проигрывать ее в хорошо понятном и приемлемом для себя качестве. 

 

 

Самое интересное, на мой взгляд, замечать, как порой короткие истории, которые случаются с нами лично или свидетелями которых мы становимся, отражают крупный план нашей обычной, повседневной жизни. 

 

Второй важный момент, который хотелось бы отметить на примере этого небольшого рассказа – выражение «внутреннее расширение», как то, что часто происходит в терапевтической работе. 

 

Парнишка, находящийся в терапии несколько месяцев до случившейся истории, был из тех молодых людей, которые не слишком глубоко задумываются о деталях или позволяют себе долгие размышления, что в том числе отражается и на успеваемости в школе.

 

Развитие события до начала терапевтической работы выглядело бы, начиная от того, чтобы «отойти подальше от странной женщины на остановке», «нагрубить в ответ на нападки», а если бы парень был более активным, или просто «уйти со странным чувством внутри» (принять на себя чувство вины как человек, не заботящийся о собаке), которое будет выражаться в испорченном настроении и непонимании «с чего бы это?». 

 

Внутреннее расширение – это умение неплохо знать себя, умение «видеть» другого и понимать, что все разные и что важно отличать себя от других. Иначе говоря, понимать в этой истории с парнем: «Я – забочусь о своей собаке, собака – любит солнце, женщина – другая, несет на себе то, что может, и справляется в жизни так, как может, и это ее выбор». 

 

Внутреннее расширение как возможность видеть чуть дальше того, что замечал ранее. Не просто рассказ подростка: «Странная бабка загородила солнце моей собаке, возмущаясь на всю остановку», то есть как пересказ действий, где будут сплошные глаголы и много эмоций без понимания причины их появления.

 

Расширение как возможность поразмышлять о ситуации, которая заставила его почувствовать себя человеком, не заботящимся о собаке; понять, что чувство вины было навязанным, так как, в общем-то, он заботится о своем питомце; понять, что люди бывают разные и роли играют разные; отделить себя настоящего от восприятия этой дамы. 

 

Находясь в терапии, мы можем снять с себя лишнюю шелуху, которая была невольно собрана нами из разных историй, можем научиться «видеть» ситуации шире того, что происходит в моменте; мы можем размышлять и находить ответы – получая таким образом ту внутреннюю устойчивость, которая так важна в жизни, и те лучи солнца, приносящие радость, которые были загорожены от нас.

 

В дальнейшей терапевтической работе юноша научится видеть и анализировать подобные истории самостоятельно и достаточно быстро. Позднее ситуаций «я обиделся/расстроился/не знаю/испортилось настроение/не в духе/не понимаю, что со мной» практически не будет.

 

Терапия – это не про действие ума, а про чувствование, проживание себя. Себя настоящего, целостного и живого.