Друзья, взгляну на эту проблему с другой стороны. Напомню, что ранее я уже рассуждал на эту тему в статье Садистские стишки нашего детства и добропорядочная мораль несовместимы?
Вспомним, как в пионерском лагере брежневского СССР мы рассказывали друг другу рифмованные хохмы, таясь от взрослых вожатых.
Вышел мальчик на балкон
Прихватил магнитофон
Уронил его с балкона
Вот и нету почтальона
Девочка в поле бритву нашла,
"Что это? " -- у папы спросила она
Папа ответил: "Губная гармошка"...
... Все шире и шире улыбка у крошки!
Маленький мальчик на крыше сидел,
Был бы он бабочкой, он полетел,
Сзади подкрался с дубиною кто-то,
Вот и сбылась мечта идиота!
Суп мама в кухне к обеду варила,
В детской Аленушка ножик точила.
Дочка не хочет идти на базар:
"с маминых ножек вкуснее навар!"
В рамках не только тогдашней коммунистической морали, но и с точки зрения здоровой психики такие микрорассказы можно истолковать как неисправимую душевную патологию.
Однако, всегда ли это так?
Очевидно, что большинство нынешних стариков не считают себя моральными уродами. Умирая со смеху от садистских стишков и тайно покуривая в кустах найденную на улице папиросу, советский ребёнок продолжал ходить в Дом пионеров и болеть "за наших" в военных фильмах. Каждый из нас знал три главных неприличных слова русской лексики, но это не превращало ни меня, ни вас в пошляков.
В чём причина такой устойчивости?
Каждый ребёнок советского времени отчётливо понимал, что хорошо, а что плохо. Общественные критерии бытовой культуры органично входили в конструкцию тогдашнего государства. Полагаясь на такой базис, советский человек мог позволить себе острую шутку, но только в приватной обстановке. Императив общественного блага запрещал публично демонстрировать свою духовную фронду.
На детях той поры подобная самоцензура отражалась самым положительным образом. Она позволяла, с одной стороны, дать выход стихийной энергии, а с другой стороны, запрещала культивировать запретные темы в общественном пространстве.
Выскажу эту мысль по-другому. Советская система не требовала от всех стать херувимами, но она ограничивала пороки зоной личной жизни каждого индивида.
В комплексном виде такой подход давал хорошие результаты. Сошлюсь на личный опыт.
Пробовать курить я начал с пятилетнего возраста. Сейчас мне 60, и я никогда не курил постоянно. Основной причиной этого стало общественное неприятие того времени к детскому курению.
Аналогично, с матерщиной. Все детские проверки того времени я проходил, как и все. Это когда в новой кампании ребёнку требовалось доказать свою "взрослость" клятвой "с..., б..., п..." . Однако, моральный кодекс запрещал использовать такие слова в легальной среде и поневоле приходилось развивать свой словарный запас литературными русским языком.
Точно также и каждый из вас, те кому в окрестностях 60-ти лет и старше.
В чём отличие сегодняшнего времени?
Оно радикально и фатально.
Нынешние дети и их молодые родители не понимают разницы между фразами "я пошёл" и "я попизд...л". Поэтому повсеместно на детских площадках слышится мат, произносимый звонкими детскими голосками. Имея выбор между сложным литературным словом и матерщиной, ребёнок всегда пойдёт по наиболее простому пути.
Детский язык очень быстро теряет гибкость. К совершеннолетию подросток оказывается неспособным выразить нешаблонную мысль. А значит, он никогда не станет хорошим специалистом ни в каком деле.
Обратите внимание. В современном подростковом фольклоре нет ничего подобного садистским стишками советской поры. Это закономерно, поскольку узаконенная нецензурщина интеллектуально обедняет наших детей, обрекая их на примитивные эмоции вульгарного толка.
Качество человеческого материала в России можно улучшить только при одном условии - проведении Культурной революции, аналогичной большевистской реформе 1920-х годов. Только государственная культурная политика убережёт наших детей от примитивизации восприятия окружающего их мира. И тогда в новом детском фольклоре появятся свои "садистские стишки", остроумные, с перчинкой, но совершенно безвредные для морали будущего взрослого человека.
А мне остаётся вспомнить ещё несколько таких стишков прежней эпохи и посмеяться вместе с вами.
Папочка сына хотел отравить,
Просит в жаркое мышьяк положить.
Официант вдруг становится строже:
"будет на двадцать копеек дороже".
Маленький мальчик на стройке гулял,
Башенный кран рядом груз подымал.
Тяжесть не выдержал старенький трос, -
Мальчик ушами к сандалям прирос.
Маленький мальчик залез в холодильник,
Маленькой ножкой нажал на рубильник.
Быстро замерзли сопли в носу.
Нет, не доест он свою колбасу.
Маленький мальчик конфетку сосал,
Сзади подьехал к нему самосвал...
Завтра наутро писали газеты:
"мальчик погиб, подавившись конфетой".
Маленький мальчик все время икал,
Папа на фельдшера курсы кончал.
Носик и ротик рукою закрыл,
Через пятнадцать минут отпустил.
Маленький мальчик рыбку удил,
Сзади подкрался к нему крокодил.
Долго страдал крокодил-старичок:
В жопе застрял пионерский значок.
Маленький мальчик доллар нашел
Спрятал в карман и в "Березку" пошел.
Долго отец ходил в комитет,
Деньги вернули, а мальчика - нет.
Машенька рано из школы пришла,
У мамы попить попросила она.
Мама дала ей стакан кислоты-
Год не росли на могиле цветы.
Мальчик играл в трансформаторной будке,
Теперь на могиле цветут незабудки.
))