Концепт-кары опережают время и расширяют границы. Некоторых они восхищают, а других заставляют недоумевать: “Что это еще напридумывали такое?”. Однако то, что сначала кажется странным и непонятным, впоследствии может стать двигателем прогресса и даже произвести революцию! По крайней мере, так получилось с героями нашего сегодняшнего обзора. Каждый из этих концепт-каров в свое время положил начало новым тенденциям в автомобильной промышленности, которые изменили существующие представления о дизайне, технологиях, топливе и многом другом. Приглашаем вас познакомиться с моделями-революционерами!
Ford Nucleon
Эта необычная модель была создана в 1958 году. Предполагалось, что она будет работать от… небольшого ядерного реактора! Звучит невероятно, а кроме того, поражают и размеры автомобиля, которые были указаны в пресс-материалах компании Ford: длина около 5 м, ширина почти 2 м, а высота чуть больше 1 м. Еще более нелепой выглядела его колесная база длиной 1,76 м. По задумке авторов, такая конструкция с близко расположенными друг к другу колесами должна была выдержать вес бортового ядерного реактора.
Как вообще появилась идея такого автомобиля? В середине XX века было представлено довольно много проектов с использованием атомной энергии, в том числе атомный танк, атомовоз, атомолет и ядерный ракетный двигатель. Это стало мейнстримом и поначалу не казалось чем-то недостижимым. Компании Ford тоже не хотелось отставать: она верила, что найдет способ, который позволит использовать ядерный реактор вместо ДВС в автомобиле. В случае успеха Ford Nucleon смог бы преодолевать до 8 046 км без подзарядки. Однако этот амбициозный план так и не осуществился, как, впрочем, и все остальные проекты тех лет.
По мнению профессора и специалиста в области системной инженерии Л. Дейла Томаса, основная проблема ядерного реактора, подходящего для автомобиля, заключается в сложности и неэффективности обработки энергии, которую он выделяет. “Ядерный реактор будет генерировать тепловую энергию, которую необходимо преобразовать в механическую, — говорит профессор Томас, — а преобразование энергии похоже на обмен валюты в аэропорту — вы всегда проигрываете”.
Несмотря на то, что Ford Nucleon так и остался нереализованной моделью концепт-кара, он послужил поводом для начала переговоров об альтернативном топливе, которое должно быть эффективным, но в то же время и безопасным для окружающей среды.
Toyota Prius
В 1993 году в компании Toyota решили разработать автомобиль XXI века. Вместе с этим проектом был запущена и программа G21, задачей которой было найти способы повышения эффективности использования топлива. Первоначально команда поставила перед собой цель увеличить эффективность использования топлива в 1,5 раза по сравнению с обычными двигателями. Однако Акихиро Вада, исполнительный вице-президент по исследованиям и разработкам, заявил, что необходим более высокий результат, поэтому решено было добиться двукратного увеличения эффективности.
Летом 1994 года базовый проект G21 был одобрен, но готовый концепт-кар уже нужно было представить осенью того же года на Токийском автосалоне. Ситуацию спасло решение применить гибридную систему.
Несмотря на трудности и сжатые сроки, команде удалось подготовить концепт-кар к презентации. Модель, получившаяся в результате кропотливой работы, была названа Toyota Prius и стала сенсацией Токийского автосалона. Благодаря таким функциям, как рекуперация энергии и остановка двигателя, когда автомобиль неподвижен, разработчикам удалось добиться высокой топливной эффективности — 30 км/л. Этот показатель был примерно вдвое больше, чем у других автомобилей того же года и класса. Кроме того, в концепт-каре впервые была использована новая конструкция, оптимизирующая объем выбросов.
Компании Toyota удалось осуществить задуманное, а Toyota Prius стал образцом, на который начали равняться другие автопроизводители, и заложил основу для глобального признания гибридных автомобилей.
Chevrolet Volt
В конце 2006 года Рик Вагонер, занимавший тогда пост гендиректора General Motors, заявил, что автомобильной промышленности необходимо уменьшить свою зависимость от нефти. В то же время исполнительный директор GM Боб Лутц уже работал над проектом автомобиля, который мог бы проехать 40 миль (чуть больше 63 км) только на электричестве. Почему было необходимо именно 40 миль? Согласно исследованиям того времени, ¾ американских водителей ежедневно проезжали путь немного меньше этой цифры. Кроме того, GM хотела составить конкуренцию Toyota с ее гибридным Prius, а также подготовить достойный ответ новому игроку на рынке электромобилей — компании Tesla.
Представленный в 2007 году на автосалоне в Детройте Chevrolet Volt был основан на платформе размером примерно с Cobalt и имел электродвигатель, мощностью 160 л.с., приводящий в движение передние колеса. В нем был установлен литий-ионный аккумулятор весом примерно 181 кг и емкостью 16 кВт·ч. По словам представителей GM, эта массивная батарея хранила столько же энергии, сколько 12 гибридов Prius. Полностью зарядить автомобиль можно было от домашней сети за 6‒7 часов. При полном заряде аккумулятора Volt мог проехать заветные 40 миль. Для более дальних поездок был предусмотрен 1,0-литровый трехцилиндровый двигатель с турбонаддувом, питающий генератор и способный зарядить батарею примерно за полчаса. В будущем, как планировала GM, вместо бензинового двигателя “генератором” мог стать водородный топливный элемент.
Концепт-кар Chevrolet Volt сыграл важную роль в популяризации и развитии электромобилей. Он был первым автомобилем с электрическим приводом E-Flex, обладал инновационной трансмиссией и способностью подзаряжаться на ходу.
Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion
“Безмятежное убежище в завтрашнем мире” — так звучит один из подзаголовков статьи про F 015 Luxury in Motion, опубликованной на официальном сайте Mercedes-Benz. Идея концепт-кара состояла в том, чтобы он сочетал в себе беспрецедентный уровень комфорта с инновационным автономным вождением. Впервые модель была представлена в 2015 году на выставке Consumer Electronics Show (CES).
Бесшовный кузов электрокара, похожий на капсулу, оснащен большими светодиодными модулями спереди и сзади. Эти элементы позволяют транспортному средству “общаться” с внешним миром. Например, если они горят синим цветом, значит, F 015 движется автономно, а при ручном управлении зажигается белый свет.
Интерьер концепт-кара напоминает комфортную и стильную гостиную: ореховое дерево и мягкая белая кожа наппа сочетаются с металлическими и стеклянными поверхностями. Все сиденья поворачиваются так, чтобы пассажиры могли сидеть лицом к лицу. Чтобы освободить дополнительное пространство для водителя, в автономном режиме рулевое колесо можно скрыть в приборной панели.
Одна из главных фишек концепт-кара — возможность передать управление автомобилем любому из пассажиров, просто проведя пальцем по экрану, расположенному в двери. Нет, конечно, это не позволит человеку вести электрокар, но он сможет регулировать скорость, выбирать панорамные фотографии, отображаемые на экранах вокруг автомобиля, изменять температуру в салоне и другие настройки.
Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion показал, насколько тесной может быть связь между машиной и пассажирами, а также вдохновил многих автопроизводителей, которые тоже работали над концепциями роскошного автомобиля будущего.
Tesla Cybertruck
Идея пикапа возникла у Илона Маска еще в 2012 году. Первоначально речь шла об автомобиле, напоминающем грузовик с сумасшедшим крутящим моментом и динамической пневматической подвеской. Однако до 2017 года никакой конкретной официальной информации не было.
Появление на презентации Tesla Semi и Roadster изображения странного пикапа, который, по словам Маска, “может перевозить другой пикап”, было сюрпризом. Пока люди гадали, как эта штука будет выглядеть в реальности, глава Tesla терпеливо молчал.
Представленный в ноябре 2019 года Cybertruck всех удивил — никто не ожидал увидеть настолько футуристичный дизайн в стиле киберпанк. Кстати, незадолго до мероприятия Маск признался, что дата мероприятия была выбрана неслучайно: действие фильма о вымышленной вселенной с летающими машинами и андроидами “Бегущий по лезвию” происходит в тот же месяц и год. Cybertruck выглядит так, как-будто был создан в придуманном мире из этой кинокартины.
Концепт угловатого пикапа не похож ни на один автомобиль, который есть на рынке. Его кузов покрыт сверхпрочной холоднокатаной нержавеющей сталью 30X — этот же материал используется в SpaceX для создания ракет. Однако стекла, которые по словам Маска, тоже должны были быть ударопрочными, на презентации не выдержали удара металлическим шаром. После мероприятия пикап накрыла волна беспощадных мемов. Пользователи интернета шутили, что автомобиль застрял в текстурах, как в компьютерной игре, сравнивали его с детским рисунком, кухонной вытяжкой, мусорным контейнером и даже нелепым концепт-каром Гомера Симпсона.
Необычный дизайн Cybertruck, конечно, не мог понравится всем, но Маск на это и не рассчитывал. Он хотел создать такой автомобиль, который бы произвел wow-эффект, и ему это удалось. Один из авторов статей для сайта hotcars.com об успехе главы Tesla и главном дизайнере пикапа Франце фон Хольцхаузене написал так: “Они действительно привели нас в новую эру инноваций в дизайне, и мы надеемся, что это послужило толчком к инновациям во всем секторе”.
Нравится вам Cybertruck или нет, нужно признать, что его будут обсуждать еще очень долго и он может послужить источником вдохновения для смелых экспериментов других автопроизводителей.
***
Мы познакомили вас с пятью концепт-карами, каждый из которых внес свой вклад в автомобильную промышленность. История какого автомобиля произвела на вас наибольшее впечатление — поделитесь в комментариях!