Найти тему

Что такое педагогический дизайн?

Конечно вам приходилось встречаться с таким понятием, как “педагогический дизайн”, а еще “образовательный дизайн”, “дизайн обучения”, “дизайн учебных материалов”, что это такое?

Все эти термины в некоторых случаях можно использовать взаимозаменяемо, но они имеют различия, о которых чуть позже, а сейчас начнем с понятия - педагогический дизайн.

Понятие “педагогический дизайн” - это перевод английского выражения “instructional design”. Если перевести дословно, то мы получим “проектирование инструкций”, но такой перевод не отражает в полной мере сущность деятельности педагога, который занимается педагогическим дизайном, поэтому в русском языке уже стали привычными словосочетания “педагогический дизайн” и “педагогический дизайнер”.

Педагогические дизайнеры работают над созданием образовательных курсов и программ, но создают не только визуальное оформление учебных материалов, как это может показаться, ведь слово “дизайн” чаще всего у нас ассоциируется с эстетическим оформлением чего-либо.

-2

На самом деле все намного сложнее.

Педагогический дизайнер - это специалист в области обучения, который хорошо знает и использует при разработке образовательных программ принципы, методики, технологии и модели обучения.

Педагогический дизайнер анализирует проблему обучения, задачи обучения, потребности в обучении и образовательную среду. Он четко определяет цели и образовательные результаты обучения, разрабатывает учебные материалы, упорядочивает содержание и выбирает наиболее эффективные стратегии для достижения целей обучения.

Если коротко, то педагогический дизайнер проектирует и конструирует образовательный продукт.

Кто может быть педагогическим дизайнером?

Педагогическим дизайнером может быть и методист и педагог, которые собственно и занимаются проектированием самых различных образовательных продуктов (курсы, программы смешанного обучения, интенсивы, образовательные марафоны и др.).

Педагогический дизайн считают систематизированным подходом к разработке образовательных программ.

В основе педагогического дизайна лежат различные теории обучения и существуют различные модели педагогического дизайна, которые помогают проектировщикам в разработке.

Итак, педагогический дизайн - это система процедур по проектированию и разработке образовательного продукта и способов доставки учебных материалов учащимся, т.е. создание эффективной обучающей среды.

Наряду с термином “педагогический дизайн” в литературе и в различных медиа источниках встречаются такие термины, как “образовательный дизайн”, “дизайн обучения”, “дизайн учебных материалов”, зачастую применяемые как синонимы.

Но, если детально разбираться с понятиями, то можно выделить следующие различия.

Во-первых, образовательный дизайн по сравнению с другими понятиями более широкое и может включать в себя и дизайн обучения и дизайн учебных материалов.

Образовательный дизайн предполагает работу над крупными образовательными проектами по широкому кругу предметов, например, когда речь идет о создании линейки курсов в организации.

Когда говорят об учебном дизайне, то здесь подразумевается проектирование и разработка отдельного образовательного продукта, а в свою очередь, дизайн учебных материалов - это уже процесс создания учебного контента в определенном образовательном продукте (программе).

Можно сказать, что когда мы говорим о педагогическом дизайне, то подразумеваем разработку образовательного продукта, всей образовательной среды и, в частности, работу над созданием учебного контента.

В таком случае педагогический дизайнер должен иметь в своем арсенале необходимый методический инструментарий для проектирования, т.е. знать модели педагогического дизайна, теории обучения детей и взрослых, различные технологии и методики.

Какие существую модели педагогического дизайна (модели проектирования)?

Их очень много.

Есть более известные и популярные в методической среде, есть часто используемые, есть и менее известные.

Какие использовать - зависит от целей обучения, образовательных результатов и целевой аудитории.

-3

Вот перечень, некоторых из моделей:

  • Таксономия Б. Блума
  • 9 событий преподавания Р. Ганье
  • Модель Дика и Кэри
  • Модель дизайна Кемпа
  • ADDIE
  • SAM (модель последовательного приближения)
  • Модель 70-20-10
  • Модель 4C/ID
  • Модель Колба
  • 6 дисциплин прорывного обучения
  • Модель картирования действий
  • Первые принципы обучения Меррилла

Самая популярная модель - это ADDIE.

Модель состоит из 5 этапов: анализ, проектирование, разработка, реализация и оценка.

Модель ADDIE определяет общий подход к проектированию, т.е. определяет этапность деятельности проектировщика, поэтому в совокупности с данном моделью необходимо используют и другие модели, которые помогут с определением подхода к разработке образовательного продукта, т.е понимания того, что будет внутри, проектирование конкретного содержания релевантного для данного конкретного проекта.

Как разобраться во всех этих многочисленных моделях педагогического дизайна, как определить какую модель использовать?

И собственно, как ее использовать на практике, ведь просто знать, что такая модель существует, навряд ли поможет проектировщику программы.

На эти непростые вопросы можно получить реальные ответы, практические рекомендации и индивидуальную консультацию!

Школа современного методиста