("В паутине страха", Cobweb, 2023, США)
Все лучшие современные хоррор-мейкеры делятся на две категории: те, кто в этом жанре всё ещё упорно что-то ищет на сопредельных границах с другими жанрами, и те, кто...
...Нет, не кто "уже нашёл", а кто продолжает упорно искать там, где другие давным-давно всё обшарили с прожектором и граблями.
Режиссер-дебютант на большом экране Сэмюэл Бодин и сценарист Крис Дэвлин ("Техасская резня бензопилой", 2021) принадлежат ко второй категории упрямцев. Которые, не изобретя ничего нового, тем не менее умудряются соорудить из старых "ужастиковых" идей нечто смотрибельное и нервощекотное. И, главное, разыгрывают это перед нами так, что, черт возьми, иногда "В паутине страха" даже задает ностальгического "бодрячка". Того самого, за чем мы, школьники 80-х, бегали в советские видеосалоны и не жалели потратить на это удовольствие аж целый рубль (стандартная "такса" в наших краях; где-то наверняка расценки были иные).
Как у Бодина и Дэвлина получилось то, чего другие их коллеги не могут достичь, как ни напрягаются, вопрос интересный. Но вот поди ж ты, умеют они собрать эти давно известные хоррор-компоненты в механизм, способный работать без натужного скрипа и дребезжания. Что по нынешним меркам уже заслуживает внимания, особенно, если вы до сих пор оптимистично не разуверились в жанре.
Разве что финал у "В паутине страха" выдался почему-то скомканным. Так, словно у ее создателей была уже забронирована студия для постпродакшена, а съемки всё ещё не закончились. Поэтому они доделывали её буквально на бегу и на "так сойдет", утрамбовав задуманные минут 10-12 хронометража заключительных сцен в торопливые 2,5. Отчего так и останется за кадром, как вообще выжившие герои "отбрехались" потом от полиции и журналистов. А ведь после учиненного ими, нехилого бедлама выйти сухими из воды у них при всем старании не удалось бы. Причем на всех остальных этапах сюжета он форсаж не врубает и развивается в нормальном драматургическом темпе.
Как бы то ни было, итоговое впечатление от картины этот глупый спринтерский рывок Бодина перед финишем не портит, и общую канву событий не рвёт.
А в начале этой разразившейся в канун Хэллоуина и во время него драмы нас познакомят с 8-летним пацанчиком Питером (Вуди Норман). И живет он со своими мамой и папой (Лиззи Каплан и Энтони Старр) в обычном особнячке обычного провинциальном городка. Очень похожего на те, что так любит разбирать на кирпичики, - во всех смыслах слова, - в своих книгах недобрый дедушка Стивен Кинг.
Правда, на городок Питера Кинг свой мрачный глаз еще не положил, но пацану и без этого жилось тяжко. И в школе, и дома. В первой одноклассники любили над ним, тихоней, издеваться, а когда он возвращался домой, там его ждали строгие родители. Которые хоть физически над ним и не издевались, и в целом были культурными и непьющими людьми, но обращались с сыном, как надсмотрщики с узником. Поэтому немудрено, что друзей у Питера не было, гулять он за дворовый забор не выходил и спать ложился рано.
Вот только, ко всем его бедам, в последнее время спалось ему тоже отвратительно.
А всё потому, что кто-то взялся по ночам пугающе стучать в стену его комнаты. Но поскольку "застеночных" соседей у него не было, и родительская спальня находилась далековато, у воображения Питера не оставалось выбора, кроме как рисовать у него в голове всякую фигню. Которая отнюдь не выветрилась оттуда после того, как разбуженные им пару раз, папа и мама никаких стуков не расслышали. И ответили Питеру, что ему это либо померещилось, либо просто за стеной громко топали крысы.
Короче, иди спи, блин, и не дергай почем зря папку с мамкой посреди ночи!
Да Питер с удовольствием бы спал, блин, и не дёргал, однако вскоре "стук" начал вдобавок с ним разговаривать. Вполне дружелюбно, приятным женским голосом, вот только "баю-бай" от этого пацанчику и подавно расхотелось...
Впрочем, несмотря на, казалось бы, банальную для хорроров завязку, никаких осточертевших призраков в развевающихся пижамах в фильме не будет (ну или почти не будет). А будет кое-что поинтереснее, равно как сама история станет претендовать на некоторую оригинальность. Хотя, конечно, для жанра в целом такая "ситуевина" не нова, и в том или ином варианте обыгрывалась уже не раз и не два.
Но всё равно попытка Бодина и Дэвлина обойтись без "привиденческой" глюкомистики тоже заслуживает похвалы. А сами они - права продолжить своё напугай-творчество, даже если оно будет всё так же делаться на паханом-перепаханом поле классических ужастиков.
***
В общем, неожиданно приятная и "живенькая" киноистория на тот случай, если вы решили устроить себе хоррор-вечерок и подыскиваете для этого подходящую новинку.
В ином же случае, если вы вдруг ищите в современных хоррорах каких-то прорывов или откровений, смотреть "В паутине страха" нет ни малейшего смысла. Ибо никакими "вау!" она вас не шокирует, и говорить сегодня о Сэмюэле Бодине на всех углах Интернета , как об Ари Астере или Джордане Пиле, явно никто не станет. Разве только в следующей своей работе Бодин попытается "соригинальничать" посильнее. Но она то ли еще будет, то ли нет, хотя после такого неплохого дебюта шансы "продолжить банкет" у Сэмюэля тоже есть неплохие.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):